Календарь мероприятий


Число жалоб потребителей в ЦБ выросло на 18% в 2022 г. на фоне санкционных ограничений

Число обращений потребителей финансовых услуг в Банк России в 2022 году увеличилось на 18% до 368 тыс., сообщает регулятор. Ключевой причиной роста стали жалобы, связанные с санкционными ограничениями, из них 72% обращений было направлено в первой половине года.
Больше всего "санкционных" жалоб (27,6 тыс.) в общем объеме поступило на кредитные организации. Чаще всего они касались операций снятия и переводов иностранной валюты, а также вопросов, связанных с реструктуризацией займов и кредитными каникулами.
Без учета подобных тематик число жалоб на банки снизилось бы на 5,6%, отмечает ЦБ. Поведенческий надзор Банка России за тем, как банки соблюдают нормы закона против навязывания платных услуг, способствовал уменьшению количества жалоб по темам потребительского (на 20,6%) и ипотечного (на 10,7%) кредитования.
Вместе с тем Банк России отмечает рост числа жалоб на страховщиков (+30,2%, до 59,3 тыс.), который был вызван потоком шаблонных запросов об изменении коэффициента бонус-малус. Значения коэффициента используются при расчете стоимости полиса ОСАГО. Регулятор обращает внимание, что "запросы формировали платные сайты-посредники, причем эти запросы не содержали всей необходимой информации и заведомо не предусматривали решения вопроса заявителей".
Весной на треть выросло число жалоб на проблемы с ремонтом по ОСАГО, в частности из-за отсутствия запчастей, затягивания сроков ремонта, но с лета прошлого года количество таких жалоб вернулось на уровень 2021 года. В целом на проблемы, связанные с урегулированием убытков по ОСАГО, потребители в 2022 году жаловались реже - число таких обращений снизилось на 2,3%. Доступность приобретения полисов ОСАГО поддержал запуск Российским союзом страховщиков (РСА) в апреле 2022 года перестраховочного пула в "автогражданке". (Пул помогает перераспределить между участниками рынка избыточные риски по договорам ОСАГО - ИФ).
Количество жалоб на микрофинансовые организации сократилось на 5,6% до 47 тыс., отмечает ЦБ. Это произошло в первую очередь за счет уменьшения обращений по вопросам возврата просроченной задолженности (на 30,6%). "В то же время участились жалобы на мошенничество, в том числе оформление злоумышленниками займов на чужое имя (на 38,6%). Для решения этой проблемы введен порядок проверки личности заемщика по определенным параметрам при выдаче онлайн-микрозаймов, а также разрабатывается механизм самозапрета на займы и кредиты", - говорится в сообщении.
Регулятором зафиксирован многократный рост жалоб на субъектов рынка ценных бумаг, пик которого пришелся на апрель. Рост был вызван "прежде всего вынужденными переводами брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировкой иностранных ценных бумаг". В связи с этим принят закон о сохранении права на налоговый вычет у инвесторов, которые открыли новые индивидуальные инвестиционные счета с нарушением стандартного срока закрытия старых, напомнил Банк России. Участники рынка ведут переговоры с европейскими учетными институтами о разблокировке активов.
Регулятор также отмечает повышение числа жалоб, связанных с мисселингом (на 40%, до 5,8 тыс.), здесь изменение статистики ЦБ связывает с некорректной продажей паев ПИФ, продуктов и услуг доверительных управляющих, а также полисов накопительного страхования жизни, которые были оформлены в предыдущие годы. "Чтобы пресечь недобросовестные практики продаж, Банк России ввел правила информирования клиентов об особенностях и рисках инвестиционных продуктов, а также определил порядок приостановки продаж и возврата потребителям денег в случае систематических нарушений этих правил", - отмечает регулятор в сообщении.
При анализе жалоб потребителей ЦБ учитывает, что одно обращение может касаться нескольких проблем и/или организаций, в этом случае Банк России учитывает его не как одну, а как сразу несколько жалоб.
Источник: Интрфакс: https://www.interfax.ru/business/884380

03.02.2023

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.03.2023
Внеплановое обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.03.2023
13.03.2023
Стандарт для молодых специалистов по ПОД/ФТ/ФРОМУ
13.03.2023
Кейсы раздела ББТ "Операционное обслуживание в банке"
28.02.2023
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 28.02.2023
28.02.2023
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 28.02.2023 Все новости
Наши мероприятия
21.03.2023
Поступили первые заявки на участие в Интернет-Чемпионате
13.03.2023
Стандарт для молодых специалистов по ПОД/ФТ/ФРОМУ
10.03.2023
23-й Интернет-Чемпионат по банковскому делу и финансам (20.04.2023)
27.02.2023
Приглашаем на мартовскую сертификацию банковских специалистов
21.02.2023
Изменения профстандартов ББТ пройдут "обкатку" на открытой сертификации банков
24.01.2023
08.02.2023 - вебинар: Операция "девалютизация"
20.01.2023
01.02.2023 - вебинар: Обзор основных изменений банковского законодательства в IV кв. 2022 г. Все новости
Новости для банков
31.03.2023
ЦБ РФ запретил банкам выдавать клиентам "грязные" деньги
31.03.2023
ЦБ продлил ограничения на торги иностранными ценными бумагами до 1 октября
31.03.2023
ВТБ предупредил о новой схеме мошенничества с онлайн-банком
31.03.2023
Представлен рейтинг регионов-лидеров в СБП-переводах
31.03.2023
АСВ предложило ЦБ повысить ответственность инвесторов за результаты санации банков Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости