Календарь мероприятий


Оплатный долг: услуги рассрочки могут приравнять к потребкредитам

   Для регулирования BNPL-сервисов (buy now pay later, покупай сейчас - плати позже) в России рассматривают возможность сближения потребительского кредитования и услуги рассрочки в законодательстве. Об этом "Известиям" сообщили в Центробанке. Регулятор также планирует обязать такие платформы передавать все сведения в бюро кредитных историй (БКИ). Но в Ассоциации банков России считают, что BNPL - это не кредитный продукт и под регулирование и надзор ЦБ он не должен напрямую подпадать. Эксперты же говорят о целесообразности введения контроля в новом сегменте.

Взять под контроль

   Осенью 2021 года регулятор разослал банкам и МФО информационное письмо, в котором предостерег их от участия в схемах с недобросовестной рассрочкой на покупку товаров. В ноябре стало известно, что Центробанк готовит предложения по регулированию BNPL-сервисов, но эта работа была приостановлена в связи с необходимостью реализации более срочных антикризисных решений, пояснили в ЦБ. Теперь же, считает регулятор, целесообразно ее возобновить.


СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
BNPL-сервисы предоставляют потребителям возможность оплатить покупку равными частями в течение небольшого периода времени. Сегмент BNPL стал набирать популярность в России в период пандемии. На этом рынке сейчас работают "Тинькофф" ("Долями"), Совкомбанк ("Частями"), "Яндекс" ("Сплит"). 16 июня Сбербанк запустил аналогичный сервис - "Плати частями". В РФ деятельность таких сервисов пока не регулируется
.

   Чаще всего россияне предпочитают оплачивать частями одежду, обувь, товары для детей, автомобилей и дома.
   Для выработки новых мер анализируется международный опыт регулирования BNPL-сервисов, рассказали "Известиям" в ЦБ. В частности, рассматриваются существующие зарубежные практики продажи потребителям товаров и услуг с рассрочкой платежа, а также возможные уязвимости и риски развития таких сервисов. Это позволит выработать подходы к предполагаемому дополнительному регулированию нового сегмента рынка в РФ, подчеркнули в регуляторе.
   Как указали в Центробанке, риском приобретения товара с помощью BNPL-сервиса может стать отсутствие договора потребкредита, которое лишает гражданина ряда значимых прав и гарантии. Например, в части передачи долга сторонним компаниям и предельных значений штрафов за просроченную оплату. А отсутствие данных о подобных обязательствах в БКИ не дает возможности профессиональным кредиторам правильно оценить долговую нагрузку граждан и их кредитоспособность при обращении за займом, резюмировали в ЦБ.

Не альтруисты

   В Ассоциации банков России "Известиям" заявили, что BNPL - это не кредитный продукт. Поэтому под регулирование и надзор со стороны Центробанка он напрямую попадать не должен, отметил вице-президент Ассоциации Алексей Войлуков. Он добавил, что возникающие обязательства клиентов сервисов, предоставляющих рассрочку на покупку того или иного товара, не должны аккумулироваться в БКИ. Поскольку в этом инструменте нет процентов, как в некоторых банковских, а также какого-либо кредита и соответственно классической финансовой долговой нагрузки, пояснил специалист.
   - В предложении услуг рассрочки на товары без процентов участвуют три стороны - ритейлеры, банки и платежные систем, которые отнюдь не альтруисты, - обратил внимание Алексей Войлуков. - Их интерес заключается в завоевании лояльности клиента, долгосрочном сотрудничестве с ним и предложении ему другого товара или услуги компании.
По мнению же президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, наличие регулирования важно практически для всех финансовых услуг, и BNPL не исключение. Если и развивать инструмент, то только с понятными и прозрачными правилами игры: клиенту необходимо понимать, что его права защищены. Эксперт добавил, что пока в Ассоциации вопрос развития подобных сервисов не обсуждался.
   "Известия" направили запросы в пресс-службы "Тинькофф", Совкомбанка и "Яндекса" относительно будущих регуляторных мер и их участии в обсуждениях. В компаниях оперативно не ответили. Также "Известия" спросили крупных ритейлеров, бренды одежды и обуви о работе с BNPL-сервисами, спросе на этот фининструмент со стороны россиян.

Оставить нельзя, регулировать

   BNPL-сервисы - относительно новый для российского рынка инструмент, подчеркнул руководитель практики по работе с финансовыми учреждениями Kept (ранее KPMG в России. - "Известия") Вугар Алиев. Этот продукт обладает большим количеством признаков кредитования, к поэтому Центробанк должен его регулировать, констатировал финансист.
   Продукт BNPL по экономической сущности можно описать как POS-кредитование (вид потребкредита, оформляемый в торговых точках. - "Известия") с льготным периодом, или упрощенную карту рассрочки, согласен младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Анатолий Перфильев. Он отметил: при выходе на просрочку по BNPL будут начисляться штрафы, поэтому, несмотря на невысокие суммы покупок, повышенные взыскания и отсутствие контроля в целом могут причинить потребителю значительный материальный ущерб.
   В том, что регулирование в сегменте BNPL нужно, уверен и вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Оглядываясь на зарубежный опыт, а именно США и Австралии, можно сказать, что опасения ЦБ вполне оправданны, утверждает он. Например, в 2021-м власти Калифорнии обвинили подобный сервис - Afterpay - в сборе процентов более чем с 640 тыс. граждан по сделкам, которые на самом деле были "незаконными займами". В результате урегулирования компания вернула потребителям $900 тыс.
   Контролировать BNPL-сервисы целесообразно только с точки зрения защиты потребителей, чтобы они четко представляли собственные риски и соизмеряли свои возможности по оплате в будущем, полагает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. Говоря о возможных мерах, он допустил введение требования для таких платформ - направлять данные в БКИ.

Источник: Известия https://iz.ru/1351417/roza-almakunova/oplatnyi-dolg-uslugi-rassrochki-mogut-priravniat-k-potrebkreditam

20.06.2022

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
10.07.2025
ЦБ дал рекомендации финансовым организациям по работе с ИИ
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 30.06.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам Все новости
Новости для банков
10.07.2025
Объем продаж просроченных долгов в России увеличился на 30%
10.07.2025
ЦБ смягчит требования к руководителям риск-менеджмента в финансовых организациях
10.07.2025
В НСПК не будут призывать менять карты ушедших Visa и Mastercard на "Мир"
10.07.2025
Доля длинных вкладов удвоилась в годовом выражении
10.07.2025
Эксперты: запрет на ипотеку не по месту регистрации приведет к падению спроса Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости