Календарь мероприятий


Банки усомнились в клиентах


   Росфинмониторинг подтвердил данные "Ъ" о том, что проблема остановки банками операций клиентов приобрела угрожающие масштабы. С начала года зафиксировано почти полмиллиона таких блокировок на 180 млрд руб. Обжаловать их непросто в силу отсутствия внятного механизма, а с появлением соответствующего черного списка даже единичные отказы фактически лишают клиента доступа к банковским услугам в будущем и множат новые блокировки. Проблема будет обсуждаться в Банке России в ближайшие дни, однако ее решение осложняет нежелание самих банков признавать, что блокировки происходят в рамках черного списка.
   С начала года банки приостановили 460 тыс. сомнительных трансакций клиентов, сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным 23 октября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. По его словам, в итоге "мы не пустили в теневой оборот порядка 180 млрд руб.". Клиенты банков, которым отказывают в проведении трансакций, крайне редко обжалуют подобные действия. По словам господина Чиханчина, в Росфинмониторинг поступило около 1 тыс. заявлений о несогласии с тем, что "не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками". Такую ситуацию с жалобами чиновник назвал "рабочей".
   По словам экспертов, на самом деле жалоб бизнесменов значительно больше. Просто основной поток жалоб идет в ЦБ, Росфинмониторинг получает лишь малую часть. Еще порядка 10% клиентов, которым банки приостановили операции, направляют жалобы непосредственно в кредитные организации, поясняет руководитель Центра финансово-кредитной поддержки "Деловой России" Алексей Порошин.
   Единого органа по рассмотрению таких жалоб нет. Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже предлагал ЦБ заняться разбором этих ситуаций, в частности, наделив специальными полномочиями Службу по защите прав потребителей на финрынке (см. "Ъ" от 6 октября). Но предложение осталось без ответа. Клиент может обжаловать незаконную блокировку через суд, но это долгий процесс, судебная практика немногочисленна и пока противоречива, добавляет вице-президент АРБ Юрий Кормош.
Усугубляет ситуацию появление доводимого до сведения банков черного списка отказников. Его формируют Росфинмониторинг и ЦБ, туда компании и граждане попадают при первом же отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет). Список доступен банкам с июня 2017 года, причем только на момент начала рассылки в нем уже было порядка 200 тыс. клиентов. Судя по данным Росфинмониторинга, за несколько месяцев он вырос более чем вдвое.
   Механизм исключения из списка на данный момент не предусмотрен, но в текущих условиях необходим, уверены эксперты. "В свое время поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова было дано указание проработать механизм реабилитации клиентов, попавших в подобные списки,- отмечает статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.- Эта идея развития не получила, но сегодняшние реалии показывают - к обсуждению данной темы надо вернуться". По словам Юрия Кормоша, в ассоциации уже готовят предложения по введению механизма реабилитации.
   Но успех предприятия во многом зависит от желания ЦБ работать над подобным механизмом. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются - 26 октября в Банке России состоится встреча с руководством бизнес-ассоциаций и банковских объединений, посвященная задачам методического сопровождения вопросов обслуживания в банках малого и среднего бизнеса. И там вопрос реабилитации будет вновь поднят, отмечают источники "Ъ".
   Однако пока регулятор склоняется в большей степени к разъяснительной работе. "Информация об отказах является важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять обслуживание добросовестных клиентов,- сообщили "Ъ" в пресс-службе ЦБ.- Банк России ведет работу, направленную на то, чтобы добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей".
   В ЦБ заверили, что разъясняют кредитным организациям, что наличие информации об отказе конкретному клиенту - причина не отказывать, а дополнительно изучить его. "Также мы очень внимательно рассматриваем каждую жалобу от клиентов на отказы банков в открытии счетов или проведении трансакций,- заверили в ЦБ.- Банк России в обязательном порядке запрашивает пояснения кредитной организации в отношении принятого ею решения, оценивая его обоснованность".
   Возможно, именно поэтому, говорят источники "Ъ" на рынке, банкиры неохотно указывают в качестве причины блокировок именно черный список. Действительно, по информации Банка России, с июня по сентябрь доля решений об отказах, принятых банками с использованием полученной от Росфинмониторинга информации об отказах, составляет всего около 0,15%. С чем в таком случае могут быть связаны столь масштабные объемы блокировок, в ЦБ пояснить не смогли. По мнению собеседников "Ъ", на самом деле банкиры не готовы тратить время и силы на дополнительный анализ операций клиентов, но не хотят и рисковать, поэтому они перестраховываются, в автоматическом режиме блокируя фигурантов черного списка, не сообщая этой детали регулятору.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3447930


 

24.10.2017

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
22.04.2024
22.04.2024 - "Осторожно, мошенники!"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
18.04.2024
18.04.2024 - Интернет-Чемпионат по банковскому делу
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
19.04.2024
Телефонные коды: рынку предложили новую систему борьбы с мошенниками
19.04.2024
ЦБ настоял на прежних сроках перехода банков и госкомпаний на российский софт
19.04.2024
ЦБ закрыл данные об иностранных поставщиках платежных услуг до конца года
19.04.2024
Российские банки просят продлить сроки перехода на отечественный софт
19.04.2024
Наличный денежный оборот в России в 2023 году вырос почти на 14% Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости