Календарь мероприятий


Неплатежи россиян по кредитам на машины выросли на 10,3 млрд

   Объем просроченной задолженности граждан по автокредитам достиг 56 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2019-м на 22,6%, или 10,3 млрд рублей, следует из данных бюро кредитных историй "Эквифакс", с которыми ознакомились "Известия". Фактически проблемы с выплатами возникли почти по каждой 15-й ссуде, выданной банками на покупку автомобиля. Опрошенные "Известиями" аналитики ожидают стабилизации рынка автокредитования и возврата показателей к докризисным значениям. Но, по мнению специалистов, рост неплатежей продолжится и к концу этого года может вырасти до 64 млрд.

Долговой рубеж

   Россияне за год перестали обслуживать автокредиты почти на 10,3 млрд рублей. Так, в 2020-м объем просроченных более чем на 90 дней обязательств по таким ссудам вырос до 55,9 млрд рублей с 45,6 млрд год назад. А их количество увеличилось до 113 тыс. с 99 тыс. соответственно, следует из статистики "Эквифакс". В 2019-м по сравнению с 2018 годом, говорится в данных бюро, как сумма долгов в сегменте автокредитования, так и их количество сократилось примерно на 4%.
   Динамика просроченной задолженности по программам автокредитования в основном зависела от коронавирусных ограничений, рассказал генеральный директор БКИ "Эквифакс" Олег Лагуткин. Он отметил: в апреле число дефолтных ссуд выросло сразу на 6% при их среднемесячном увеличении ранее на 0,1%. Подобный темп продолжался до конца августа и достиг 15-процентного роста месяц к месяцу, что стало следствием окончания части предоставленных каникул, из которых далеко не все заемщики смогли выйти успешно, пояснил эксперт.
   Пик неплатежей по автокредитам, по данным бюро, пришелся на август 2020-го и составил 58,3 млрд рублей, увеличиваясь с апреля в диапазоне 2,2-2,8 млрд рублей ежемесячно. Осенью уровень долга в этом сегменте колебался в пределах 57 млрд, а в ноябре резко сократился на 1 млрд.
   - В 2021-м динамика по числу дефолтных кредитов будет минимальной с последующим восстановлением всего авторынка и кредитования в этом направлении. Всё это должно привести к долгожданному увеличению объема портфеля таких кредитов, который в 2019-м показал рост больше 20%, а в прошлом - меньше 7%, - резюмировал Олег Лагуткин.
   "Известия" спросили топ-30 банков о платежной дисциплине их клиентов и ужесточении политики выдачи ссуд на покупку автомобиля. По словам замдиректора департамента аналитического менеджмента и развития отношений с клиентами Росбанка Евгения Сеньковского, рост не погашенных в срок платежей по автокредитам отмечался с марта по май. В это время в политику банка были внесены определенные корректировки. Но уже с осени ситуация с задолженностью граждан нормализовалась и вернулась к докризисному уровню, добавил он.
   Рост просрочки носил кратковременный характер и был связан с пандемией и периодом самоизоляции, отметили в ВТБ. Но меры господдержки и собственные программы банков по реструктуризации помогли клиентам справиться с трудностями, поэтому уже с лета показатель начал снижаться и возвращаться к прежним значениям, считают там. В "Зените" качество выдач в 2020-м в целом улучшилось за счет сдержанной риск-стратегии и достаточно консервативного подхода к одобрению автокредитов, добавил глава департамента розничных рисков банка Александр Шорников.
   В пресс-службе Центробанке оперативно не ответили на запрос "Известий" о росте плохих долгов и их доли в общем объеме портфеля автокредитов финансовых организаций.

Некритичный рост

   Рост долгов граждан в сегменте автокредитования, как и в других, обусловлен сложившейся экономической ситуацией в России и мире и сокращением реальных доходов населения, указывает директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. С его точки зрения, несмотря на серьезное увеличение доли просрочки за год, а также отклоненных заявок, рост неплатежей на 10 млрд рублей критичным и вызывающим опасения назвать нельзя. Автозаймы относятся к обеспеченному виду кредитования с залогом и возвратность средств по ним существенно выше, пояснил эксперт.
   По словам президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, просроченную задолженность всегда стоит оценивать в привязке к самому портфелю. Ее доля на сегодня составляет порядка 6%, что соответствует приемлемому уровню, поэтому говорить о кризисе платежей на этом рынке пока рано, уверен он.
   - Автокредитование в прошлом году наравне с ипотекой стало драйвером роста не только выдач, но и просроченной задолженности. Банки сделали ставку на залоговое кредитование, как наиболее на надежный сегмент, однако и там не все клиенты смогли справиться со своевременным исполнением обязательств и вышли на просрочку. Также стоит учитывать, что многие принимали решение, опасаясь резкого роста цен и торопясь "закрыть сделку", - отметил он.
   При этом резкое снижение объема просрочки в конце 2020 года эксперты связывают с продажей и списанием банками проблемных ссуд.
   Рост показателя, по оценкам Эльмана Мехтиева, продолжится. Но темпы замедлятся и по итогам года просрочка в этом сегменте достигнет порядка 64 млрд рублей.
   Касаясь перспектив 2021-го, в банках отметили, что ожидают стабилизации ситуации на рынке автокредитования и возврата к показателям 2019-го в части взыскания просрочки. По мнению директора департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталия Костюкевича, в этом году темпы развития рынка будут зависеть от объема средств в рамках программы госсубсидий на покупку новых авто. Если он будет аналогичным 2020-му, то небольшой рост за счет увеличения активности населения на фоне отмены ограничений обеспечен, полагает он.
   По словам Константина Бородулина, в нынешнем году при ожидаемом росте авторынка до 10% за счет эффекта низкой базы 2020-го, вероятно, схожую динамику покажет и сектор автокредитования. Однако он полагает, что, учитывая ограничения в рамках госпрограмм, например лимит по максимальной стоимости автомобиля, стремительного роста ожидать не приходится.

Источник: Известия https://iz.ru/1125527/roza-almakunova/avtoban-neplatezhi-rossiian-po-kreditam-na-mashiny-vyrosli-na-103-mlrd

17.02.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
05.04.2024
05.04.2024 - "Протекционизм в рыночной экономике"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
29.03.2024
АСВ и ЦБ выработали типовое соглашение для применения в будущих проектах санации
29.03.2024
В ЦБ напомнили о работающих в России сервисах для безналичной оплаты
29.03.2024
Банки требуют объяснений Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости