Календарь мероприятий


Банк России предложил инструкцию для электронных кошельков

ЦБ разработал рекомендации, чтобы повысить качество обслуживания клиентов с помощью электронных денежных средств (ЭДС). В договорах операторам ЭДС, которыми в том числе выступают и банки, придется подробно информировать клиента обо всех правилах и документах, с которыми он должен согласиться, подписывая договор, а также за две недели предупреждать обо всех изменениях. Участники рынка считают, что некоторые рекомендации выглядят излишними, а некоторые могут привести к существенным дополнительным затратам.
"Ъ" ознакомился с подготовленным ЦБ проектом методических рекомендаций по повышению качества оказания платежных услуг операторами электронных денежных средств (ОЭДС). Согласно документу, такие участники платежного рынка должны предоставлять клиентам до заключения договора памятку, где полно описаны правила и положения предоставления услуг, с которыми подписавший договор клиент должен согласиться. Кроме того, проект предлагает, что при любых изменениях условий обслуживания ОЭДС должен предупреждать клиента не позднее чем за 15 дней до даты их вступления в силу.
В перечень ОЭДС включены действующие кредитные организации, приславшие в соответствии с указанием ЦБ 2694-У уведомления о начале деятельности по переводу электронных денежных средств, по данным на 2 февраля таких в реестре числилось 80.
Повышение информированности граждан об условиях обслуживания и параметрах электронных кошельков, по мнению директора "КартСтандарт" Майи Глотовой, повысит доверие к этому инструменту. "Важно отметить, что большинство эмитентов электронных кошельков не имеют развитой собственной инфраструктуры, а используют агентские точки для обслуживания клиентов,- поясняет она.- Таким образом, ключевую роль начинает играть предоставление клиентам информации о таких точках обслуживания, чтобы человек мог точно понимать, где и какие услуги будут оказаны и является ли конкретная точка легальной точкой обслуживания".

Смысл рекомендаций - больше прозрачности для пользователей электронных кошельков, полагает независимый эксперт платежного рынка Дмитрий Вишняков.

"Они направлены на защиту потребителей путем повышения их осведомленности о том, как используется информация о конкретной операции, о тарифах, комиссиях и как можно оспорить операцию",- продолжает он.
Исполнительный директор "Национальной платежной ассоциации" Мария Михайлова отмечает, что сегодня технологии существенно меняют способы предоставления платежных услуг, позволяют формировать совершенно новые цепочки посредников. "Это обеспечивает высокую доступность услуг, но и требует прозрачности,- поясняет она.- Потребитель должен иметь возможность получить полную и прозрачную информацию".
Вместе с тем, как указано в комментарии Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) к проекту, документ ЦБ предусматривает включение в такую памятку очень широкого перечня сведений. "С практической точки зрения, реализация предложенного подхода приведет к формальному исполнению рекомендаций: клиент получит очень длинный документ и вряд ли будет его читать",- говорится в отзыве АЭД.
Ассоциация предлагает рассмотреть возможность включения в памятку только самой существенной информации - в том числе, возможно, в графической форме, а объем памятки не должен превышать аналога листа А4.
Также члены АЭД увидели потенциальные сложности в исполнении рекомендации сообщать клиентам об изменениях за 15 дней до даты вступления их в силу. "Иногда такие изменения происходят по независящим от ОЭДС причинам: например, из-за изменения иностранного законодательства; ограничений, наложенных регулятором, и так далее,- говорится в комментариях АЭД.- Информирование о каждом таком факте, вероятно, будет избыточно и вызовет негативную реакцию у клиентов".
Глава ГК "Элекснет" (входит в группу МКБ) Игорь Антонов обращает внимание на то, что в документе ЦБ даны четкие рекомендации по обеспечению ввода проверочной информации для незрячих клиентов (в виде аудио- и видеоинформации), то есть подтверждение операции биометрией. "Данная рекомендация регулятора имеет важнейшее социальное значение, так как повышает доступность банковских услуг широкому кругу граждан",- говорит он. В то же время Игорь Антонов предполагает, что это положение может вызвать вопросы у участников рынка, так как ранее такого требования не было. "Не до конца очевидны возможности его реализации в отдельных каналах продаж",- уточняет эксперт.
Как отмечают участники рынка, исполнение подобной рекомендации потребует проведения серьезной работы, которая приведет к затратам большого количества ресурсов, как интеллектуальных, так и финансовых. Хотя, подчеркивает один из собеседников "Ъ", формально это лишь рекомендации, в случае с ЦБ их неисполнение может быть "чревато последствиями".
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4672620

03.02.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
26.01.2024
Весь март - открытая сертификация банковских специалистов Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
28.03.2024
Швейцарские банки стали закрывать счета клиентам с гражданствами Швейцарии и РФ
28.03.2024
Больше половины россиян допустили исчезновение наличных через 20 лет
28.03.2024
Минфин, ЦБ и Росфинмониторинг согласовали позицию по криптовалютам Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости