Календарь мероприятий


Автокредитные банки стали лидерами по росту проблемных долгов

Доля таких ссуд с началом пандемии выросла до максимума за три года. Весной банки столкнулись с заметным ростом неплатежей по автокредитам, показывает статистика ЦБ и банковская отчетность. Одна из причин - трудности должников с получением кредитных каникул именно по ссудам на автомобилиВ апреле доля не погашенных в срок автокредитов вышла на максимум за три года и достигла 9,4%, следует из данных Центробанка. За месяц, объявленный в России нерабочим из-за пандемии, доля неоплаченных вовремя автокредитов увеличилась на 1,4 п.п., тогда как в сегменте потребкредитов и ипотеки она падала.
По данным ЦБ, на 1 мая объем автокредитов на балансах банков, по которым должны были вноситься платежи в апреле, составлял 24,74 млрд руб. Заемщики не погасили обязательства по ссудам на 2,34 млрд руб. В статистику попадают любые ссуды физлицам с просроченными платежами, независимо от длительности просрочки.Рост неплатежей по автокредитам подтверждает отчетность банков, специализирующихся на этом сегменте.
В апреле увеличение объема просроченной задолженности показали монолайнеры: автокредитная "дочка" Сбербанка Сетелем банк (+5,46%), БМВ банк (+8,83%), МС банк Рус (+5,07%), Мерседес Бенц банк (+12,59%), Тойота банк (+4,72%), РН банк (+7,65%), Быстробанк (+5,7%), следует из их оборотных ведомостей.Универсальные банки с большой долей автокредитов в портфеле - ВТБ, Совкомбанк, "Юникредит", "Кредит Европа банк", Экспобанк - также столкнулись с увеличением просрочки.
Сокращение объема проблемных кредитов наблюдалось лишь у двух автокредитных банков - Русфинанс Банка (группа Росбанка) и РГС-банка (группа "Открытие").
Как растет новая просрочка по автокредитам
В апреле объем автокредитов с новой просрочкой (до 30 дней) вырос на 37%, сообщили РБК в бюро кредитных историй "Эквифакс". В категорию проблемных перешли ссуды на 500,93 млн руб. Принципиальных изменений в экономике, которые могли бы привести к снижению объема ранней просрочки, пока не произошло, констатирует гендиректор бюро Олег Лагуткин.В мае ситуация с погашением автокредитов ухудшилась, следует из расчетов Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (есть у РБК). По оценкам НАПКА, по итогам месяца 112 тыс. ссуд на машины не обслуживались заемщиками свыше 90 дней. Объем такой просрочки (NPL90+) достиг 52 млрд руб. - рекорда за два года. С начала года прирост просроченной задолженности составил 6%.
БКИ пока не располагают информацией о доле NPL90+ за май, сообщили РБК в "Эквифаксе" и Национальном бюро кредитных историй. Оперативные данные от автокредитных банков не говорят об ухудшении платежной дисциплины клиентов, утверждает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Банк России пока не выявил проблем у монолайнеров, сообщил РБК представитель ЦБ. "Существенного ухудшения качества портфеля не было. Доля "плохих" автокредитов в их портфеле сопоставима с уровнем по сектору", - пояснил он.
Что говорят банки

  • Представитель Сетелем банка сказал, что делать выводы об обслуживании автокредитов пока преждевременно. "Месяц - слишком короткий период, чтобы давать глубокий анализ, тем более в ситуации пандемии, пик которой мы проходили в апреле", - пояснил он. Количественных данных о выходе клиентов на просрочку дочерняя структура Сбербанка не привела.ВТБ не фиксировал заметных изменений доли просрочки по автокредитам по сравнению с другими видами ссуд, заявил представитель банка.
  • Входы в первую просрочку по автокредитам среди клиентов группы Росбанка в апреле выросли в 1,3 раза, говорит директор департамента аналитического менеджмента Росбанка Екатерина Алиева, не раскрывая точных цифр. По ее словам, количество переходов в более длительную просрочку (от пяти дней) выросло в 2,7 раза. Статистика Росбанка включает данные автокредитной "дочки" - Русфинанс банка.
  • МС банк Рус, подконтрольный корпорации Mitsubishi, зафиксировал увеличение объема и доли проблемных автокредитов не только в апреле, но и в мае, сообщил член правления банка Андрей Личманов. "Тенденция отрицательно влияет на доходность банка, так как в том числе ведет к созданию дополнительных резервов, как в сегменте NPL90+, так и на более ранних стадиях просрочки", - констатирует он.
  • В Экспобанке увеличение доли просрочки считают незначительным и объясняют "сложившейся ситуацией".

Почему россияне стали хуже обслуживать долги за машины
Основная причина роста неплатежей - кризис и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, считают большинство опрошенных РБК экспертов. Как отмечает Андрей Личманов из МС банк Рус, платежная дисциплина упала из-за непонимания некоторыми клиентами того, что даже в нерабочий месяц нужно внести очередной платеж по автокредиту. "Кто-то потерял уровень дохода, кто-то по объективным причинам, таким как состояние здоровья, не смог войти в график", - говорит первый зампред правления Экспобанка Алексей Санников.
На динамику просрочки также повлияла специфика автокредитов, считает Екатерина Алиева из Росбанка: "Автомобиль не является средством первой необходимости, как, например, залоговая квартира по ипотеке, и одновременно сумма ежемесячного платежа выше, чем по среднему необеспеченному кредиту. Эти факторы влияют на поведение клиентов, которые делают выбор в пользу оплаты самых важных для жизни затрат или меньшей суммы долга".
Автокредиты обычно более устойчивы в кризис, чем необеспеченные ссуды, говорит аналитик банка БКФ Максим Осадчий. "Однако в условиях нынешнего кризиса закономерность была нарушена: в апреле доля просрочки по автокредитам (9,4%) оказалась больше, чем по "иным потребительским ссудам" (7,5%), не говоря уже об ипотеке (5,5%)", - замечает он. По его словам, причина в "некачественной настройке кредитных каникул" в сегменте автокредитования.
Какие проблемы возникли с каникулами для автокредитов
С апреля 2020 года россияне, которые столкнулись с финансовыми сложностями из-за кризиса и пандемии коронавируса, могут рассчитывать на кредитные каникулы. Но по автокредитам они распространяются на должников с суммой кредита меньше 600 тыс. руб. По данным "Эквифакса", в апреле средний размер автокредита составил 734,1 тыс. руб., в докризисные месяцы показатель был выше.
"Порог по автокредиту не был увеличен. В результате многие заемщики, утратившие возможность обслуживать автокредит из-за резкого снижения доходов в результате кризиса, не смогли воспользоваться кредитными каникулами", - отмечает Осадчий. Этим и объясняется более заметный прирост просрочки у автокредитных банков-монолайнеров, резюмирует он.
На проблемы должников по автокредитам ранее обращала внимание глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отмечала низкий уровень одобрения заявок на реструктуризацию и кредитные каникулы в этом сегменте и поддерживала идею расширения программы поддержки. В апреле уровень одобрения заявок по ссудам на машины находился на уровне 7,4%, следует из данных регулятора. Это намного ниже доли удовлетворенных заявок по другим видам розничных кредитов (например, по потребительским ссудам она составляет около 70%).
К 3 июня под реструктуризацию попали автокредиты почти на 25 млрд руб., или 2,5% от портфеля, сообщил представитель ЦБ. "Что касается уровня одобрений обращений за каникулами, то он действительно низкий - около 25%", - добавил он.Опрошенные РБК банки сообщили, что не видят каких-либо проблем с выходом своих заемщиков на кредитные каникулы.
Заметное ускорение динамики просрочки именно в автокредитных банках связано с кредитными каникулами, считает директор - руководитель направления банковских рейтингов НКР Михаил Доронкин. По оценкам агентства, уровень одобрения заявок на отсрочку по автокредитам составляет всего 24%. "Благодаря невысокому уровню реструктуризаций портфель автокредитов сегодня более адекватно отражает качество заемщиков, в отличие от прочих потребительских кредитов, где уровень одобрения каникул был заметно выше", - говорит Доронкин.
Он, однако, считает рост просрочки по автокредитам умеренным. "Он пока не оказывает заметного давления на бизнес большинства автокредитных банков с учетом имеющегося у них запаса капитала либо потенциальной поддержки со стороны "материнских" компаний (часть автокредитных банков - "дочки" соответствующих автоконцернов)", - поясняет аналитик.
Как нерабочий месяц сказался на прибыли автокредитных банков
По итогам апреля автокредитные банки оказались в списке наиболее убыточных в банковской рознице, показывают расчеты рейтингового агентства НКР (есть у РБК). Аналитики обратили внимание на отрицательный финансовый результат Сетелем банка, Плюс банка, Тойота банка, Быстробанка, БМВ банка и МС банка. Совокупный убыток шести кредитных организаций превысил 1,4 млрд руб. Апрель с убытками также закончили розничные банки, специализирующиеся на выдаче необеспеченных и POS-кредитов: "Русский стандарт", "Ренессанс Кредит", Почта Банк и Банк Хоум Кредит.
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/10/06/2020/5edf95b99a7947263c74c9fb?from=newsfeed

 

29.06.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости для банков
03.07.2020
На рынке микрозаймов активизировались псевдоброкеры
03.07.2020
Россияне год назад оценивали свою финансовую грамотность выше, чем сейчас
02.07.2020
Эксперт рассказал, как не стать жертвой "черного кредитора"
02.07.2020
Крупные банки из пяти европейских стран создадут новую платежную систему
02.07.2020
АКРА первым из российских агентств будет присваивать рейтинги по международной шкале Все новости
Новости ББТ
29.06.2020
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 29.06.2020
29.06.2020
Обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет и отчетность банка" от 29.06.2020
29.06.2020
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 29.06.2020
29.06.2020
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" -от 29.06.2020
29.06.2020
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.06.2020 Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости