Календарь мероприятий


Продажа Сбербанка ставит вопрос о доверии к российской макроэкономической политике

S&P Global Ratings анализирует план российского правительства по продаже Центробанком контрольного пакета акций Сбербанка. В долгосрочном плане аналитики выявляют риски от этой операции.

  Российское правительство уже заявило о намерении реализовать обсуждавшееся в течение долгого времени предложение о продаже ЦБ контрольного пакета акций ПАО Сбербанк. Декларируемая цель планируемой сделки - минимизировать воспринимаемый конфликт интересов Банка России, который одновременно выступает как регулятор Сбербанка и его контролирующий акционер.
  Предлагаемая схема предусматривает, что правительство использует средства, аккумулированные в Фонде национального благосостояния (ФНБ), для покупки 50% акций (плюс одна акция) Сбербанка у Банка России (рыночная цена этой доли составляет около 44 млрд долл.), после чего Банк России выплатит часть полученной прибыли в федеральный бюджет как дивиденды.
   "С нашей точки зрения, запланированная сделка обеспечит правительству гибкость для использования этих поступлений (около 1% ВВП) для покрытия части дополнительных бюджетных расходов, о которых было заявлено президентом Владимиром Путиным в его Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г., и, насколько мы понимаем, использование этих средств может означать выход за ограничения действующей в настоящее время строгой бюджетной конструкции", - пишут аналитики S&P Global Ratings.
  В соответствии с бюджетным правилом федеральный бюджет планируется исходя из консервативной базовой цены на нефть в 40 долл. / барр. (цена 2017 г., подлежащая ежегодной корректировке на 2%), а все нефтегазовые доходы от цены на нефть выше этого уровня аккумулируются в ФНБ и инвестируются в зарубежные активы. Бюджетное правило также предполагает, что дополнительные расходы могут быть профинансированы только за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. При достижении объема ликвидных средств ФНБ уровня 7% ВВП правительство получает право не только инвестировать их во внешние активы с низким уровнем рисков, но и рассматривать другие варианты инвестиций. Вместе с тем оно не может использовать средства ФНБ для финансирования дополнительных бюджетных расходов - если цена на нефть не упадет ниже базового уровня.
  Аналитики отмечают, что реализуя предложенную сделку по покупке акций Сбербанка, правительство не нарушит бюджетное правило, поскольку оно будет использовать средства ФНБ, превышающие 7% ВВП, в то время как дивиденды от Банка России формально не будут являться "нефтегазовыми доходами". "Тем не менее, с нашей точки зрения, эта трансакция де факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила, которое правительство четко соблюдало начиная с 2017 г.", - полагают аналитики.
  При этом они отмечают, что не видят значительных макроэкономических или бюджетных рисков, связанных с предполагаемой сделкой. Благодаря многолетним мерам по консолидации бюджета цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне, снизилась до менее 50 долл. / барр. в 2019 г. - это один из самых низких уровней среди стран-экспортеров нефти и газа.
  "Учитывая наш текущий прогноз относительно цен на нефть марки Брент - 60 долл. / барр. в 2020 г. и 55 долл. / барр. в 2021 г. и впоследствии, вряд ли можно ожидать сколько-нибудь серьезных рисков для бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. В 2020-2022 гг. правительство, вероятно, продолжит исполнять федеральный бюджет с профицитом, а государственный долг за вычетом ликвидных активов останется низким (в настоящее время около 3% ВВП), даже если исключить акции Сбербанка из оценки ликвидных активов правительства", - говорится в статье.
  Аналитики замечают, что сделка не несет инфляционных рисков.
  "С нашей точки зрения, объем сделки достаточно мал, чтобы привести к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут осуществлены в течение трех лет. Более того, это даже может способствовать возврату инфляции к целевому показателю в 4%, - пишут они. - Сделка также, скорее всего, не приведет к существенному восстановлению зависимости экономических и финансовых условий от динамики цен на нефть, поскольку, с нашей точки зрения, Банк России будет продавать иностранную валюту, полученную от ФНБ, на рынке в течение достаточно продолжительного времени - трех-семи лет".
  В заключении своей работы аналитики говорят о риске.
  "Мы полагаем, что ослабление бюджетного правила, даже если это временная ситуация, может стать первым шагом к ослаблению доверия к новой бюджетной конструкции - доверия, над повышением уровня которого правительство успешно работало в последние годы, - констатируют эксперты. - Это также подкрепляет нашу точку зрения относительно того, что опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры. Это ограничивает прозрачность и долгосрочную предсказуемость процесса принятия решений, что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России".Источник:

Источник: Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/415270/


 

20.02.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
22.04.2024
22.04.2024 - "Осторожно, мошенники!"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
18.04.2024
18.04.2024 - Интернет-Чемпионат по банковскому делу
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
19.04.2024
Телефонные коды: рынку предложили новую систему борьбы с мошенниками
19.04.2024
ЦБ настоял на прежних сроках перехода банков и госкомпаний на российский софт
19.04.2024
ЦБ закрыл данные об иностранных поставщиках платежных услуг до конца года
19.04.2024
Российские банки просят продлить сроки перехода на отечественный софт
19.04.2024
Наличный денежный оборот в России в 2023 году вырос почти на 14% Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости