Календарь мероприятий


Приставы заворачивают всего-то 85% жалоб граждан

Дерендяев А. В. 20.02.21 14:10:14.jpgВ прошлом году в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) по поводу нарушения прав при взыскании просроченной задолженности физлиц поступило почти на треть больше обращений, чем годом ранее.

Больше всего граждане жалуются на микрофинансовые организации (МФО), за ними идут профессиональные коллекторы, год к году незначительно снизилось количество жалоб на банки и выросло - на иных лиц. Эксперты отмечают, что для эффективного снижения количества поводов для жалоб необходимо увеличивать размер штрафов, общий размер которых в 2019 году превысил 114 млн руб.

ВЭП-Комментарий:

Если из 28,4 тыс. жалоб граждан на действия кредиторов и коллекторов приставами признается обоснованными только 15%, то что означают жалобы оставшихся 85% граждан (более 24 тыс.)?

  • Что эти граждане придумали свои обиды на кредиторов и коллекторов
  • Что этим гражданам нечего делать и они просто развлекаются подачей жалоб
  • Что законодательство позволяет приставам запросто "отфутболивать" 85% реально обиженных граждан, брать в работу целых 15% поступивших жалоб и снижать объем своей работы на жалкие 85%

В 2019 году судебные приставы приняли к рассмотрению почти 28,4 тыс. обращений граждан о нарушении закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), следует из отчетности службы. Это на 29,1% больше, чем годом ранее. Из рассмотренных в 2019 году обращений обоснованными признаны около 15%, по итогам 2018 года таких было 9%.

Структура обращений за последние два года почти не изменилась. Чаще всего граждане жалуются на микрофинансистов (46% и 45,8% соответственно), следом идут профессиональные коллекторы (32,7% и 32,3%). Несколько меньше стало жалоб на банки - 9,4% против 12%, а доля жалоб на иных лиц, напротив, выросла с 9,9% до 11,9%. По итогам рассмотрения судами составленных протоколов по более чем 2,1 тыс. были назначены штрафы в целом на 114,7 млн руб. Больше всего штрафов заплатили коллекторы - почти 74 млн руб., МФО нарушения обошлись в 35,7 млн руб., банкам - в 315 тыс. руб., иным лицам - в 4,7 млн руб.

Как пояснили в ФССП, увеличение количества поступающих жалоб граждан на незаконные действия при возврате просроченной задолженности связано в том числе с их информированием о положениях профильного закона.

За три года его действия должники стали лучше знать свои права и возможности и начали их более активно использовать, соглашается президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. "Мы увидели аналогичную тенденцию. За прошлый год НАПКА получила почти на 25% больше обращений на действия со стороны взыскателей, работающих в различных организациях, чем в 2018 году,- отмечает он.- Позитивным трендом можно считать то, что более чем в два раза (3% против 6,8% в 2018 году) сократилась доля обращений, связанных с некорректным поведением взыскателя. В случае обращения именно на действия коллекторских агентств только 4% из них являются обоснованными".

В то же время, по словам директора СРО "МиР" Елены Стратьевой, низкая доля обоснованных жалоб свидетельствует о сохраняющемся невысоком уровне понимания законодательства. "Граждане не всегда осознают, когда кредитор или сторонний взыскатель действительно нарушает их права, а когда нет,- поясняет она.- В 2019 году к нам поступило на 23,6% меньше жалоб от граждан, чем в 2018 году, хотя доля жалоб на взаимодействие при образовании просроченной задолженности осталась достаточно высокой".

Эксперты считают, что жалоб на нарушения при взыскании просроченной задолженности не становится значительно меньше еще и потому, что число должников с просроченными кредитами растет. По оценке главы "Юридического бюро N1" Юлии Комбаровой, граждане, наоборот, стали чаще подавать обоснованные жалобы, так как появилась практика привлечения взыскателей к ответственности: "Количество жалоб на банки несколько сократилось, так как они активнее стали передавать и продавать долги коллекторам на взыскание, таким образом отгораживаясь от негатива, связанного с просрочкой".

Юрист считает, что величина штрафов для коммерческих организаций до сих пор слишком мала и для сокращения количества жалоб на работу взыскателей их размер должен быть повышен. Сейчас, поясняет Юлия Комбарова, во многих случаях компаниям выгоднее заплатить штраф, чем соблюдать закон, и они "идут на нарушения вполне сознательно".

Новость: Взыскатели собрали жалобы: граждане недовольны методами работы коллекторов и финансистов
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4258682

18.02.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости для банков
01.06.2020
О расширении системы страхования вкладов
01.06.2020
Криптовалютному рынку расписали жесткое регулирование
01.06.2020
Банки из-за пандемии предложат клиентам анонимные кошельки
31.05.2020
Времени на раскачку нет. Как банки мутируют во время пандемии
31.05.2020
ЦБ раскрасил риски: Финансовым продуктам присвоили цвета по степени опасности Все новости
Новости ББТ
25.05.2020
Подписано соглашение о новом порядке администрирования процентной ставки RUONIA
15.05.2020
В ЦБ предложили новые условия для внесудебного банкротства граждан
29.04.2020
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 29.04.2020
28.04.2020
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 28.04.2020
28.04.2020
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" -от 29.04.2020 Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости