Календарь мероприятий


Приготовьте документы и будьте на связи: что нужно знать о блокировках карт по новому закону

Совсем скоро у банков появится обязанность отслеживать и пресекать попытки мошенников украсть деньги со счетов граждан и компаний.

Закон об этом вступает в силу 27 сентября, но перечень обязательных признаков переводов денежных средств без согласия клиента (которые банки будут обязаны блокировать) ЦБ еще не опубликовал. По этим признакам банки будут определять, что платежное поведение конкретного клиента стало нетипичным для него, а значит, есть все основания подозревать, что доступ к его счету пытаются получить злоумышленники.
Подозрение могут вызвать нетипичные для клиента сумма и время совершения операции, место, периодичность операций, говорит начальник отдела фрод-мониторинга Бинбанка Алла Сазонова. Банк в таком случае должен заблокировать операцию и узнать у клиента, отдавал ли он на нее распоряжение.
В случае необходимости банк может запросить у клиента документы для подтверждения операции, сообщили в пресс-службе ВТБ. После их получения платеж будет проведен незамедлительно, при этом перевыпуск карты не потребуется, заверили в банке, это подтвердили в ЦБ. Если же транз­акция окажется действительно мошеннической, банк заблокирует карту и предложит перевыпустить ее за счет клиента, говорит Сазонова.
Чтобы избежать напрасной блокировки, в банках рекомендуют как минимум предупреждать о крупных покупках и выезде за границу. "Если клиент выезжает из страны впервые либо едет в такую страну, где до этого ни разу не был, необходимо предупредить банк заблаговременно не позднее одной недели до даты предполагаемой поездки", - советует Сазонова.
Закон требует, чтобы банк "незамедлительно" связался с клиентом для подтверждения транзакции, а затем "незамедлительно" возобновил операцию. Слово "незамедлительно", хотя и встречается в законодательстве, нигде нормативно не определено. В Банке России пояснили только, что банк должен связываться с клиентом "сразу после" блокировки.
Сложно утверждать, в каком случае исходя из нового закона обязанность банка действовать незамедлительно будет считаться исполненной. А это важно - например, в сделке с недвижимостью задержка может привести к ее срыву или к штрафам для покупателя. Юристы делали попытки обосновать, что сроки, описываемые понятиями "немедленно" и "незамедлительно", исчисляются минутами, однако эти доводы не представляются обоснованными; суды пресекали попытки приравнять "незамедлительно" к одному дню. "Своевременность действий банка будет в каждом конкретном случае оцениваться либо судом при рассмотрении спора, либо надзорными органами, - отмечает замруководителя практики имущественных и обязательственных отношений "НЮС Амулекс" Галина Гамбург. - Но в любом случае это должен быть минимальный срок, объективно необходимый для выполнения банком всех действий по возобновлению исполнения распоряжения клиента с учетом сроков совершения операции, установленного законодательством и договором банковского счета". "При разрешении спора расторопность действий банка будет оцениваться с учетом всех обстоятельств дела, - добавляет партнер юридической компании Нортиа ГКС Денис Гудков. - В частности, значение будет иметь соблюдение условий договора банковского счета и установленного в нем порядка направления запросов клиентам". На практике это должно побуждать банки действовать максимально быстро, говорит партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов.
Закон не указывает, как именно должно быть запрошено подтверждение, поэтому банки будут использовать привычные каналы: смс о блокировке с просьбой связаться, push-уведомления, сообщения онлайн-банка, звонки операционистов, письма, USSD-запросы и так далее. Срок ожидания реакции от клиента - два дня. Если ответа так и не будет, банк должен автоматически разблокировать транзакцию.

Источник: Российская газета: https://rg.ru/2018/09/12/chto-nuzhno-znat-o-blokirovkah-kart-po-novomu-zakonu.html



16.09.2018

Обсудить в нашей группе на Facebook


Новости для банков
15 ноября 2019 года - Уральская молодежная конференция по банковскому делу (УМКО-2019)
21.08.2019
"Тинькофф", Сбербанк и Альфа-банк лидируют среди 30 банков по цифровизации
21.08.2019
Систему быстрых платежей могут внедрить в отечественный мессенджер
21.08.2019
Mastercard запланировала запуск переводов по номеру телефона за границу Она будет конкурировать с "Золотой короной" и Western Union
21.08.2019
Валюте указали место: ЦБ разъяснил, где можно размещать электронные табло с курсами доллара и евро Все новости
Новости ББТ
17.09.2019
On-line семинар "Тематические разделы ББТ. Что? Как? Для чего?"
19.08.2019
On-line семинар "Обучение руководства банка с использованием системы "Большие Банковские тесты"
01.08.2019
On-line семинар "Разработка курсов и тестов в ББТ"
14.08.2019
Бывшие владельцы санированных банков вернули ?300 млр.
06.08.2019
On-line семинар "Использование ББТ при обучении персонала банка в области Информационной безопасности" Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости