Законопроект ЦБР о пропорциональном регулировании
Новости для кредитных организаций
Нынешней осенью Банком России подготовлены законопроекты о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Законопроект о пропорциональном регулировании предусматривает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. Датой вступления в силу федерального закона указано 1 января 2018 г.
Законопроект требует внесения изменений в следующие законодательные акты:
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Согласно законопроекту ЦБР, банком с универсальной лицензией называется банк, который имеет право осуществлять следующие операции:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в п.1 настоящей части привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Банком с базовой лицензией признается банк, который имеет право осуществлять операции:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в п.1 настоящей части привлеченных средств от своего имени и за свой счет резидентам Российской Федерации - субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, кредитным организациям, а также в ценные бумаги, соответствующие требованиям, установленным ст.24 настоящего федерального закона, а также путем участия в отношениях по предоставлению несколькими кредиторами денежных средств заемщику (заемщикам) - юридическим лицам - резидентам Российской Федерации в рамках одного договора;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады драгоценных металлов и размещение драгоценных металлов резидентам Российской Федерации, - субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, кредитным организациям;
8) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Минимальный размер собственных средств (капитала) с 1 января 2018 г. устанавливается:
- для банка с универсальной лицензией - в сумме 1 млрд. руб.;
- для банка с базовой лицензией - в сумме 300 млн. руб.
При этом банк с универсальной лицензией, имевший на 1 января 2018 г. собственные средства (капитал) в размере менее 1 млрд. руб., но не менее 300 млн. руб., для продолжения своей деятельности должен не позднее 1 января 2019 г. в установленном Банком России порядке получить базовую лицензию или изменить статус на статус НКО, или получить статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций.
Полный текст законопроекта можно скачать с сайта Ассоциации российских банков, которая приглашает деловое сообщество к обсуждению этого документа.
В целом законопроект вызвал немало возражений. Так, президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян, признавая необходимость пропорционального регулирования в банковской системе, отметил, что принимать специальный закон для этого необязательно. На заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности 24 ноября 2016 г. исполнительный вице-президент РСПП А.В. Мурычев сделал предложение передвинуть срок вступления в силу закона хотя бы до января 2019 г., чтобы банки имели возможность подготовиться к нововведениям.
Вице-президент Ассоциации "Россия" А.В. Ветрова предлагает отодвинуть срок на 1 января 2020 г., а кроме того, указывает на такие последствия принятия этого закона, как лишение кредитных портфелей 50% банков, после чего последуют снижения остатков на счетах (до 25% по оценкам Ассоциации) и депозитах (до 40%) юрлиц. Ветрова приводит результаты опроса, проведенного Ассоциацией "Россия", согласно которому 63% банков подчеркивают несоответствие предлагаемых ЦБР изменений их бизнес-модели.
30.11.2016