Календарь мероприятий


Особенности эволюции банковской системы российской империи в 70-е годы XIX века (1)

...Из истории Банка России

Россия вступила на путь капиталистического развития в то время, когда капитализм, утвердившись в промышленно развитых государствах Западной Европы и в США, стал определять генеральное направление мирового исторического процесса, формируя внешнюю среду, в которой происходило развитие остальных территорий Европы и всего мира (2).

Индустриальное развитие Российской империи происходило в рамках так называемой догоняющей модели. Ведущую роль в этой модели играло государство, которое интенсивно насаждало передовые технологии, формы производства и инфраструктуры. Это приводило к нестыковке новых и традиционных укладов, что вело к развитию функций государственного принуждения, в том числе и в экономической сфере.

Одним из ярких примеров активной роли государства в развитии экономики стало создание в России при участии Министерства финансов и Государственного банка капиталистической банковской системы.

В конце 50-х начале 60-х гг. XIX в. процесс становления капиталистических банковских систем в странах Западной Европы был близок к завершению, а в России он только начинался. Эволюция российской банковской системы периода капитализма имела ряд особенностей. В отличие от промышленно развитых стран Запада она проходила в рамках банковского законодательства, на котором основывалось регулирование деятельности банков всех форм организации, за исключением банкирских домов.

В это время на Западе на основе банковского законодательства регулировалась деятельность только эмиссионных банков. Контроль за коммерческими банками и регулирование их деятельности как акционерных обществ исчерпывались правилами биржевого законодательства о порядке введения в котировку новых ценных бумаг и общим акционерным законодательством.

В России формирование банковского законодательства началось одновременно с утверждением уставов первых банков. В уставы включались положения, определявшие условия учреждения, внутренней организации и деятельности банков. Затем эти положения переносились в уставы новых банков с аналогичной формой организации. Проект устава каждого нового банка после того, как он был составлен учредителями, рассматривался в Министерстве финансов (проекты уставов акционерных банков и обществ взаимного кредита) или в Министерстве внутренних дел (проекты уставов общественных городских банков), затем обсуждался в Государственном совете или Комитете финансов. После этого он утверждался императором. Сепаратное акционерное законодательство, существовавшее в России с 1836 г., позволяло из нескольких уставов однотипных банков выбрать лучший и оперативно внести в уставы вновь учрежденных банков новые положения.

Становление национальной банковской системы в России прошло несколько этапов. На первом из них происходило учреждение банков, формы организации которых были скопированы с западноевропейских кредитных организаций. Для этого этапа было характерно относительно свободное учреждение акционерных банков. Оно проходило в рамках общей концессионной (разрешительной) системы учреждения акционерных обществ и всячески поощрялось Министерством финансов. Государственный банк в это время направлял значительные средства на кредитование всех коммерческих банков, включая городские общественные банки.

Этот этап становления новой банковской системы (период ее экстенсивного развития) закончился в середине 70-х гг. XIX в., хотя уже в 1872 г. практически завершилось создание институциональной структуры акционерных коммерческих банков (3). Произошло это в результате издания банковского закона Высочайше утвержденного мнения Государственного совета Об учреждении частных кредитных учреждений. Издан он был спустя ровно двенадцать лет после учреждения Государственного банка 31 мая 1872 года.

Чтобы понять причину появления этого закона, необходимо вернуться к тому времени, когда планы создания новой банковской системы только разрабатывались. Происходило это в кружке молодых либеральных экономистов при министре финансов А.М. Княжевиче. Ядром кружка были исполняющий обязанности товарища министра внутренних дел Н.А. Милютин, директор Особенной канцелярии по кредитной части Ю.А. Гагемейстер, управляющий делами Комитета железных дорог и (с июля 1859 г.) член Совета министра финансов М.Х. Рейтерн, чиновник по особым поручениям при управляющем Министерством государственных имуществ Е.И. Ламанский и ректор Киевского университета профессор политической экономии Н.Х. Бунге. Реформаторы были сторонниками манчестерской школы политической экономии (4), поэтому методологическую базу предстоявшей реформы они разработали в соответствии с основными теоретическими положениями этого направления западной экономической мысли. Экономическое развитие рассматривалось как естественный процесс, не нуждающийся в каком бы то ни было государственном вмешательстве. Основой развития экономики российские либеральные экономисты считали частный интерес, акционирование промышленности, торговли и банков и привлечение иностранного капитала, а одним из основных препятствий на пути экономического развития систему казенных (государственных) банков.

В то время как в странах Западной Европы банки были сферой деятельности частного капитала, в Российской империи с 1733 до 1860 г. банковское дело практически являлось монополией государства. За исключением небольшого числа городских общественных банков, примерно двух десятков частных банкирских домов и Конторы придворных банкиров, обслуживавшей государственные внешнеторговые операции, банковская система состояла из центральных (к моменту ее реформирования действовали Государственный заемный и Государственный коммерческий банки и Сохранные казны) и местных (Приказы общественного призрения) государственных кредитных учреждений. Главное место в дореформенной банковской системе занимал ипотечный кредит. До середины XIX в. не только в России, но и в западноевропейских странах недвижимое имущество рассматривалось как наиболее надежное обеспечение кредита. Но в нашей стране недвижимость в силу неразвитости промышленности и слабого развития торговли была практически единственным реальным обеспечением. Поэтому все вышеперечисленные кредитные учреждения, кроме Государственного коммерческого банка, были ипотечными.

Ликвидация казенных банков началась с подписания указа от 16 апреля 1859 г. о приостановке выдачи ссуд под населенные имения. А месяц спустя, в мае 1859 г., была учреждена Комиссия для устройства земских банков. Работой комиссии руководил директор Особенной канцелярии по кредитной части Ю.А. Гагемейстер. После изучения опыта развития банковского дела в Западной Европе, в Царстве Польском и в Прибалтийских губерниях комиссия рекомендовала перейти от системы казенных банков к системе частных и совершенно самостоятельных земских банков... в форме товарищества землевладельцев или же акционерных компаний или же, наконец, в какой-нибудь новой, приспособленной к местным потребностям, форме. В качестве переходной меры предлагалось открытие при Приказах общественного призрения центров для учреждения земледельческих кредитных товариществ. В основу этой переходной системы ссуд под залог недвижимых имуществ предлагалось положить начало кругового ручательства заложенных имений, по выпущенным кредитным бумагам (или закладным листам) (5).

В Государственном совете проект Положения о земских кредитных обществах, или земских банках, утвержден не был. Однако ликвидация существовавших в России с XVIII в. государственных банков продолжалась. В результате в конце 50-х гг. XIX в. в стране функционировали только следующие кредитные учреждения: Лифляндское дворянское кредитное общество, Эстляндская дворянская кредитная касса, Эзельский крестьянский банк, земское кредитное общество Царства Польского, Курляндское кредитное общество, Александровский дворянский банк в Нижнем Новгороде, несколько десятков городских общественных банков и небольшое количество банкирских домов и контор, а также меняльных лавок.

Первое кредитное учреждение нового типа? Санкт-Петербургское городское кредитное общество появилось в 1861 году. Его создание на основе частной инициативы стало возможным главным образом потому, что основным направлением его деятельности было традиционное для России ипотечное кредитование (общество выдавало ссуды под городскую недвижимость).

Банки западного типа акционерные и в форме обществ взаимного кредита в России очень долго не учреждались. Основной причиной этого было отсутствие реальных экономических предпосылок для учреждения банков такого типа? неразвитость российской промышленности в начале 60-х гг. XIX века. Большие трудности возникали при попытке собрать частные денежные средства, необходимые для создания уставного капитала,? свободных денежных средств внутри страны в это время было очень мало. Часть накоплений населения, как уже отмечалось выше, в конце 50-х гг. была вложена в акционерные компании. Другая часть в процессе ликвидации казенных банков была обращена в 5-процентные банковские билеты (6). Кроме того, российские предприниматели вначале просто боялись вкладывать деньги в незнакомое им дело.

Нельзя сказать, что в это время не существовало проектов создания банков. Напротив, в Министерство финансов и Государственный совет такие проекты поступали регулярно и в большом количестве, в том числе и планы учреждения акционерных банков. Все они (как курьезные, так и заслуживающие внимания) предполагали предоставление их создателям значительных привилегий, а иногда и средств казны (7). Акционерные банки предлагалось учреждать как банки смешанного типа. Такие банки, распространенные в то время в континентальных западноевропейских странах, специализировались на предоставлении одновременно и коммерческого, и ипотечного, и промышленного кредита. Однако ни один из этих проектов не был утвержден.

Только после того как министром финансов был назначен М.Х. Рейтерн, идея создания банков в форме обществ взаимного кредита (8) и акционерных компаний акционерных коммерческих банков, акционерных земельных банков и акционерных ломбардов начала реализовываться.

М.Х. Рейтерн был одним из выдвиженцев великого князя Константина Николаевича, разделявшего либеральные западноевропейские идеи. Эти идеи владели русским обществом вплоть до середины 60-х гг., когда начались сбои в ходе их практической реализации. Сбои происходили на основных направлениях экономической политики: в железнодорожном строительстве и денежном обращении. С 1865 г. фактически прекратился прилив частных капиталов в железнодорожный транспорт. Провалом закончилась попытка восстановить размен кредитных билетов на звонкую монету. А неудача миротворческой миссии великого князя Константина Николаевича во время восстания в Польше и покушение Д.В. Каракозова на Александра II заставили усомниться в правильности выбранного курса в целом.

На этом фоне очень медленно и трудно проходило учреждение первых акционерных банков и обществ взаимного кредита. Среди них не было смешанных банков, проекты которых обсуждались в конце 50-х начале 60-х годов. Вначале банки нового типа учреждались только как банки краткосрочного коммерческого кредита. Первые из них Петербургское общество взаимного кредита и Петербургский частный коммерческий банк были созданы по инициативе Министерства финансов и при участии Государственного банка. Этим банкам был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Привилегии им были даны за то, что наряду с коммерческими операциями они выполняли определенные поручения правительства (являлись своеобразными уполномоченными банками).

Петербургское общество взаимного кредита, ставшее впоследствии одним из крупнейших коммерческих банков в России, было учреждено в 1863 г. по инициативе Е.И. Ламанского. Являясь товарищем управляющего, а затем управляющим Государственным банком, он был и председателем правления Общества.

Петербургское общество взаимного кредита было создано для обслуживания торгово-промышленной деятельности его многочисленных членов, но основная масса средств Общества направлялась на выдачу ссуд под ценные бумаги. В 1863-1871 гг. оно выполняло функции дочернего общества Государственного банка для поддержки учредительства железнодорожных обществ и первых акционерных банков (9) и, соответственно, участвовало в формировании внутреннего рынка ценных бумаг. В настоящее время, отмечалось в документе Министерства финансов,? при постоянных выпусках выкупных бумаг, акций и облигаций железных дорог выдача ссуд под сии бумаги оказывается полезной, ибо содействует легчайшему размещению оных в руках мелких капиталистов (10). Таким образом, Общество являлось проводником экономической политики правительства. Не являясь формально структурой Государственного банка, оно имело возможность использовать в своей работе те формы и методы, которые Государственному банку разрешены не были.

Необходимость форсировать железнодорожное строительство и учреждение акционерных банков заставляли правительство помогать тем, кто заявлял о желании открыть новые компании. Как правило, предприниматели не имели необходимых средств для того, чтобы до объявления публичной подписки на акции учреждаемых компаний внести в соответствии с правилами в Государственный банк часть основного капитала. Задачей Общества было авансирование этой части капитала. По воспоминаниям К.А. Скальковского, автора биографий известных политических и общественных деятелей России, любопытные могли часто наблюдать, как артельщики мешками перетаскивали деньги из кассы Общества в кассу Государственного банка и обратно. Все учетно-ссудные операции Петербургского общества взаимного кредита в 1870 г. составляли 40,5 млн. руб., из них операции по учету векселей 6 млн. рублей. Основная же масса средств 34 млн. руб.? была использована для выдачи ссуд под ценные бумаги.

Оценивая впоследствии роль Петербургского общества взаимного кредита, Е.И. Ламанский писал: Положение, занятое тогда (к началу 70-х гг. И.Л.) Обществом в Петербурге, сделалось первостепенным. Все новые банки, учреждавшиеся в то время, не могли бы осуществиться без (его) помощи и поддержки (11).

Первый акционерный банк Петербургский частный коммерческий банк был создан в 1864 году. Как и Петербургское общество взаимного кредита, он был учрежден при участии Государственного банка, Правление которого согласилось в течение 10 лет оказывать поддержку банку (12), приобрести акции банка на 1 млн. руб. (20% акций банка) и уступить на 10 лет в пользу других акционеров 5% дивидендов по этим акциям. Условия раздела прибылей не включались в устав банка и определялись особыми дополнительными временными его статьями. Со своей стороны Государственный банк в качестве условия подписания этого соглашения выдвинул требование включить одного его представителя в состав правления коммерческого банка, а второму предоставить место депутата банка.

Петербургскому частному банку поручались операции на фондовых и валютных биржах, когда Государственный банк был не в состоянии воздействовать на курс кредитного рубля и курсы государственных бумаг. Так, в апреле 1866 г. под влиянием политических обстоятельств на всех европейских и, в особенности, на нашей бирже проявилось паническое понижение фондов и вексельного курса, чем пользовались неблагонамеренные спекуляторы, находившие свои выгоды в дальнейшем понижении всех ценностей (13). В связи с этим Петербургскому частному банку вместе с Банкирским домом Винекен и Кобыло конфиденциально поручено противодействовать по возможности проискам спекуляторов посредством предложения своих векселей. В марте 1867 г. тем же банкирам было вновь поручено противодействовать падению вексельного курса. В результате задолженность Петербургского частного банка Государственному банку по переучету векселей к концу 1873 г. достигла 4 млн. рублей. Позднее аналогичными операциями стал заниматься учрежденный Петербургский учетный и ссудный банк, председателем правления которого был министр внутренних дел П.А. Валуев.

Банки, учреждавшиеся впоследствии, конечно, не имели таких привилегий, но и они получили государственную поддержку. Так, учрежденному в 1866 г. первому московскому акционерному банку? Московскому купеческому банку Государственный банк предоставил кредит, превышавший по размерам его акционерный капитал (14). Политикой насаждения и выращивания было впоследствии названо отношение Министерства финансов и Государственного банка к акционерным банкам и обществам взаимного кредита в период их становления.

Трудным и медленным в России был не только процесс учреждения первых акционерных банков и обществ взаимного кредита, но и становление всей капиталистической кредитной системы. Основной причиной этого были присущие России медленные темпы накопления капитала, обусловленные ее геополитическим положением.

К 1869 г. в России было всего 5 акционерных коммерческих банков (из них по одному в Санкт-Петербурге и Москве) и 9 обществ взаимного кредита. В Москве первое общество взаимного кредита появилось только в 1869 году. Тогда же в Санкт-Петербурге были учреждены еще два акционерных коммерческих банка: Петербургский учетный и ссудный банк и Петербургский международный коммерческий банк. В общей сложности к 1870 г. в России функционировали всего 7 акционерных коммерческих банков с капиталом 37 млн. рублей.

Между тем, в Европе и в США период конца 60-х начала 70-х гг. XIX в. был временем экономического подъема, который проявился в грандиозном железнодорожном строительстве, охватившем Европу и Америку, Азию и Африку, Австралию и Океанию. За десять лет (с 1865 по 1875 г.) протяженность мировой железнодорожной сети увеличилась более, чем в два раза. Это привело к быстрому развитию различных отраслей хозяйства, особенно каменноугольной и металлургической.

Промышленный подъем сопровождался интенсивным развитием акционерных предприятий. В западных странах сложный концессионный порядок учреждения акционерных обществ был заменен явочным, что способствовало быстрому росту количества акционерных обществ. Начался период небывалого размаха грюндерства (15). Особенно сильный ажиотаж и спекуляция захлестнули США, Австрию и Германию. В Германии в 1871-1873 гг. было учреждено 928 акционерных обществ с капиталом 2781 млн. марок, в Австрии с 1869 г. до мая 1873 г. возникло 642 акционерных общества. За то же время в Англии было учреждено 4241 акционерное общество с капиталом 534,1 млн. фунтов стерлингов. Грюндерство сопровождалось колоссальной эмиссией ценных бумаг. Мировая эмиссия 1871-1875 гг. (она составила 45 млрд. франков) была самой крупной эмиссией ценных бумаг в XIX веке.

Подъем промышленного производства, создание большого числа акционерных обществ, огромная эмиссия ценных бумаг вызвали значительный рост банковских систем в западных странах. Из функционировавших в 1872 г. в Германии 138 банков с капиталом 1082 млн. марок 99 банков с капиталом 552,3 млн. марок было учреждено в 1869-1871 годах. В Австрии, откуда начался последовавший за подъемом мировой кризис 1873 г., до середины 60-х гг. XIX в. было очень мало кредитных учреждений. В 1867 г. в этой стране без Национального банка функционировал 21 банк с акционерным капиталом 80,9 млн. гульденов, в 1872 г. уже 140 банков с капиталом 518 млн. гульденов.

Описанные выше процессы привели к росту напряженности как в воспроизводственном процессе, так и в кредитной системе. В конце 1872 г. начале 1873 г. стало ясно, что надвигается мировой экономический кризис. Он разразился весной 1873 года.

Промышленный подъем и грюндерство в России, как и в странах Западной Европы и США, были связаны с огромным железнодорожным строительством. 16 сентября 1866 г. министр финансов М.Х. Рейтерн представил Александру II доклад, в котором была изложена долгосрочная экономическая программа развития России на основе форсированного железнодорожного строительства. Благоприятная хозяйственная конъюнктура, сложившаяся после мирового кризиса 1866 г., и реализация этой программы (она предусматривала выгодные правительственные дотации) вызвали усиленный спрос на все виды ценных бумаг. Биржевой ажиотаж, сопровождавшийся подъемом курсов ценных бумаг, привел летом 1869 г. к биржевому кризису.

Учредительская горячка в России началась в 1870 году. В страну устремился иностранный капитал. За 1865-1875 гг. протяженность железнодорожной сети увеличилась с 3,8 до 19 тыс. верст. В течение 1870-1873 гг. было учреждено 259 акционерных компаний с капиталом 516,1 млн. рублей. Для сравнения: за девять лет с 1861 по 1869 г. были учреждены 104 компании с капиталом 248,7 млн. рублей. Большинство компаний (185), созданных во время учредительской горячки, были торгово-промышленными, а деятельность 21 компании была связана с железнодорожным строительством.

Для создания более полного представления о том времени следует добавить, что концессионная лихорадка в железнодорожном строительстве выродилась в спекулятивное грюндерство, сопровождавшееся массовым расхищением государственных средств и коррупцией. Полная свобода и бесконтрольность предпринимателей в строительстве и эксплуатации линий привели к массовым злоупотреблениям на железнодорожном транспорте. При этом многие частные компании не только не вносили взносов в железнодорожный фонд, но и не производили в него отчислений за полученные субсидии. Правительство вынуждено было постоянно выделять на железнодорожное строительство бюджетные средства.

Характерной особенностью этого периода стало массовое учредительство акционерных банков. За три года с 1870 по 1873 г. было учреждено 53 акционерных банка с капиталом 107,9 млн. руб. (39 банков с капиталом 71,4 млн. руб. были коммерческими, 14 банков с капиталом 36,5 млн. руб.? земельными).

В России первые признаки кризиса появились в 1871 г., когда произошло снижение цен на пряжу и ткани из хлопка и сокращение их производства.

В финансовой сфере в это время преобладали биржевой ажиотаж и спекуляция. Акционерные банки занимались не столько кредитованием торговли и промышленности, сколько операциями по реализации выпусков акций различных компаний. При этом они не затрудняли себя разработкой стратегии и тактики проведения этих операций, а заимствовали их в готовом виде из опыта западных банков.

Промышленно развитые страны Запада к этому времени уже пережили не один промышленный, финансовый и денежный кризисы. Как минимум два из них были мировыми, причем кризису 1866 г., начавшемуся в Англии, предшествовала грюндерская горячка. В России мировые кризисы 1857 и 1866 гг. не причинили такого ущерба хозяйству, как на Западе, в силу того что уровень экономического развития страны был низким, а интеграция в мировую экономику? слабой. Успехи в развитии экономики, которых страна достигла за десять лет после отмены крепостного права, по сравнению с достижениями западных стран за тот же период были невелики. Но и они стали результатом колоссальных усилий. Существовал риск потерять из-за кризиса то немногое, что удалось сделать.

Понимание того, что обстановка на финансовых рынках накаляется в значительной степени в результате чрезмерной активности акционерных компаний, заставило М.Х. Рейтерна во многом изменить свои взгляды. К выводу, что экономический либерализм западного типа? не безусловное благо для России, М.Х. Рейтерн пришел не сразу. Впервые главная идея русского экономического либерализма о развитии народного хозяйства на основе частной инициативы под патронажем правительства была высказана им в записке, которую он подал Александру II в сентябре 1866 года. В апреле 1871 г. в представлении Министерства финансов Государственному совету об учреждении двух акционерных банков в Москве М.Х. Рейтерн писал, что финансовые кризисы, столь часто постигающие кредитные учреждения за границей, происходят вследствие чрезмерной их конкуренции и что необходимо ограждать интересы вкладчиков, предотвращая банкротство банков. Позже в ходе обсуждения банковского законодательства в своей неофициальной записке М.Х. Рейтерн дал теоретическое обоснование будущей банковской политики правительства. Ссылаясь на зарубежный опыт, он подчеркивал, что если чрезмерная конкуренция в отрасли промышленности могла привести к отраслевому кризису, то падение одного банка влекло за собой расстройство других и обращалось нередко в кризис, пагубный для торговли и промышленности целого округа, охватывая все отрасли в данном районе. При этом М.Х. Рейтерн явно видел различия между Россией и западными странами, где учреждение банков получило большое развитие и дает промышленности и торговле такую жизненную силу, что причиняемые банковскими кризисами убытки восстанавливаются (16).

В своем Финансовом духовном завещании, которое М.Х. Рейтерн передал своему преемнику С.А. Грейгу вместе с министерским портфелем, он сформулировал принципы, на которых строилась банковская политика возглавляемого им Министерства финансов. Отмечая губительные последствия учредительской акционерной горячки и связанных с ней спекулятивных операций, М.Х. Рейтерн советовал избегать всего того, что могло бы вновь развить лихорадочное возбуждение промышленных и биржевых предприятий, для чего ограничить учреждение новых предприятий, и в особенности банков, и в то же время приложить все старания к поддержке уже существующих (17) банков, оказывая им помощь средствами Государственного банка.

Таким образом, реформирование банковской системы путем простого копирования опыта западноевропейских стран в условиях России с ее медленными темпами накопления капитала и развития промышленного производства заставило правительство прибегнуть к административно-правовому регулированию деятельности коммерческих банков вообще, а акционерных коммерческих ?в наиболее жесткой форме.

Принятие административных мер, направленных на снижение конкуренции между акционерными коммерческими банками, было реакцией российского правительства на имевшие место в конце 60-х ?начале 70-х гг. негативные (с точки зрения Министерства финансов) явления в банковской сфере. Эти меры должны были свести к минимуму факторы, представлявшие угрозу стабильности банковской системы, которая находилась в стадии становления. Одним из таких факторов была процентная политика акционерных коммерческих банков. Соперничая между собой, они выплачивали высокие проценты по вкладам. Чтобы выполнить свои обязательства перед вкладчиками, эти банки активно участвовали в спекулятивных операциях, чрезмерное увлечение которыми могло привести к банковским кризисам. Чтобы минимизировать потери во время кризиса, в банковском законе 1872 г. вводился запрет на учреждение новых акционерных коммерческих банков в столицах и в тех городах, где уже существовал хотя бы один такой банк (разд. I, ст. 1) (18). Министр финансов получил право утверждать уставы акционерных банков и кредитных учреждений на круговом ручательстве, если они не отличались от указанных в законе уставов банков (19) и небанковских кредитных учреждений и если их основной капитал не превышал 5 млн. руб. (разд. I, ст. 2).

Одновременно для обеспечения стабильности банковской системы страны были ограничены определенными рамками операции акционерных коммерческих банков, связанные с недвижимостью и с учредительной деятельностью в промышленности, а также торговые операции за свой счет и участие банков в биржевой игре посредством кредитования клиентов через систему специальных текущих счетов. С этой целью почти 130 лет назад в России для акционерных коммерческих банков и обществ взаимного кредита был в законодательном порядке установлен ряд обязательных нормативов деятельности.

Минимальный размер уставного капитала должен был составлять не менее пятисот тысяч рублей, акции же не должны были быть выпускаемы ниже суммы 250 рублей (разд. I, ст. 9).

В целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности акционерных коммерческих банков им запрещалось:

?учитывать соло-векселя без обеспечения или обеспеченные недвижимым имуществом (разд. I, ст. 6);

?приобретать недвижимость, за исключением зданий, которые необходимы для их собственного помещения или для помещения их контор и устройства складов (разд. I, ст. 7);

?начислять особые премии на учредительские паи и акции из прибылей банка (разд. I, ст. 8);

?выдавать бланковые кредиты, если общая их сумма превышала 1/10 основного (действительно внесенного) и запасного капиталов банка... сроком долее 30 дней (разд. I, ст. 5).

Закон 1872 г. устанавливал несколько обязательных нормативов деятельности обществ взаимного кредита. Максимальный размер кредита, предоставляемого членам общества, не должен был более чем в 50 раз превышать минимальный.

При определении высшей и низшей норм 10% взносов, делаемых членами обществ взаимного кредита (с каковыми нормами соразмеряется и кредит, открываемый обществом каждому члену), следует наблюдать, чтобы определяемый уставом высший размер 10% взноса не превышал более чем в 50 раз назначенный по тому же уставу низший размер взноса и чтобы сообразно с сим высший размер кредита, открываемого членам, не превышал более чем в 50 раз низший размер кредита, коим могут пользоваться члены, сделавшие взносы (разд. I, ст. 10).

Лица, состоявшие членами одного общества взаимного кредита, не могли быть членами другого такого же общества (разд. I, ст. 11).

Правила пруденциального надзора (20) за деятельностью коммерческих банков со стороны Министерства финансов были дополнены рядом норм.

Министру финансов было предоставлено право устанавливать для публикуемых балансов банков обязательную форму. Эта форма предполагала отдельное отражение каждого разрешенного уставом банка вида произведенных операций. Министр получил также право в нужных случаях требовать надлежащих объяснений по балансам и отчетам от правлений сих учреждений (разд. III, ст. 1).

В это время в Англии акционерные банки, как и любое акционерное общество, публиковали отчеты о своей деятельности один раз в год. В отчете отражались: валовой доход (постатейно), издержки на управление, жалованье и другие расходы, связанные с функционированием банка. Балансы этих банков также публиковались ежегодно. Основное требование, предъявлявшееся к ним, ?наличие данных об имуществе и доходах банка (21).

После издания банковского закона 1872 г. учреждение акционерных коммерческих банков в России практически прекратилось (22). Через год разразился мировой общеэкономический кризис. В отличие от предыдущих аналогичных кризисов он причинил ощутимый ущерб хозяйству России. В то же время течение этого кризиса в нашей стране показало, что правительству в значительной степени удалось достичь цели, которую оно преследовало при подготовке банковского закона 1872 года. Издание этого закона и осуществление Государственным банком во время кризиса функции кредитора последней инстанции помогло спасти все основные столичные и провинциальные банки. Обанкротились всего 10 банков (2 московских и 8 провинциальных) (23). Для сравнения: в Германии ?стране, наиболее близкой к России по социально-экономическим условиям, но перешедшей в июне 1870 г. к явочной системе учреждения акционерных компаний, ?обанкротились и были ликвидированы 78 банков (24), в Австро-Венгрии ?50.

Издание банковского закона 1872 г. имело большое значение для развития банковского дела в России. Закон оказал определяющее влияние не только на формирование системы государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных учреждений, но и на процесс становления национальной банковской системы в России конца XIX ?начала ХХ века. На Западе банковское законодательство, регулирующее деятельность коммерческих банков, появилось сначала в Швеции (в начале ХХ в.), а с конца 20-х гг. ХХ в. его стали вводить и другие страны.

И.Левичева

?


?

1 В дальнейшем планируется опубликовать серию статей, посвященных развитию банковского законодательства в Российской империи в 80-е гг. XIX ?начале ХХ в.

2 Россия и мировой бизнес: дела и судьбы. Альфред Нобель, Адольф Ротштейн, Герман Спитцер, Рудольф Дизель. / Под общ. ред. проф. В.И. Бовыкина. ?М., 1996. ?С. 5.

3 В таком виде, с незначительными изменениями, она просуществовала до ноября 1917 года.

4 Эта школа развивала идеи Сен-Симона, в том числе идею об определяющей роли кредита в промышленном развитии государства.

5 Труды Комиссии, Высочайше учрежденной для устройства земских банков. ?Т. 1. ?СПб. 1860. ?С. LXVIILXVIII.

6 5-процентные банковские билеты возвращали вкладчикам потерянный ими доход за счет лишения права востребования вкладов в любое время. По желанию вкладчиков эти билеты могли выдаваться именными с правом дальнейшей передачи по бланковой надписи или на предъявителя с правом свободной передачи из рук в руки. Они должны были погашаться в течение 37 лет путем ежегодных тиражей.

7 См.: Левин И.И. Акционерные коммерческие банки в России. Пг.: 1917. Т. I. С. 131165.

8 К этому типу банков относились также взаимно-общественные земельные банки и всевозможные общества поземельного кредита, основанные на круговой поруке заемщиков.

9 Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. 18601892. ?М.; 1960. ?С. 356.

10 Цитируется по изданию: Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. 18601892. ?М.; 1960. ?С. 355.

11 Ламанский Е.И. Из воспоминаний. // Русская старина. ?1915. ?Кн. X. ?С. 66.

12 При обязательстве общества функционировать не менее 30 лет, если ликвидация не потребуется на основании устава.

13 Цитируется по изданию: Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. 18601892. ?М.; 1960. ?С. 354.

14 Там же.

15 Грюндерство ?массовое лихорадочное учредительство акционерных обществ, банков и страховых компаний. Сопровождается широкой эмиссией ценных бумаг, биржевыми спекуляциями, созданием дутых предприятий. Может принимать форму военно-инфляционных бумов.

16 Цитируется по изданию: Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства. 18601892. ?М., 1860. ?С. 362.

17 Там же. С. 363.

18 Далее ссылки на текст закона и цитаты из него даются по изданию: ПСЗ II. Т. 47. Отд. 1. ?50915.

19 В качестве образцовых для акционерных коммерческих банков закон предлагал уставы пяти банков ?Тифлисского, Варшавского учетного, Азово-Донского, Кишиневского и Ростовского-на-Дону. Для обществ взаимного кредита такими уставами были уставы Пензенского, Новочеркасского, Второго Харьковского и Варшавского обществ.

20 Термин пруденциальный надзор появился значительно позже, и не в России, но те нормы, о которых идет речь, по сути, являлись правилами пруденциального надзора.

21 РГИА, ф. 1287, оп. 1, д. 1676, л. 206206 об.

22 С 1874 по 1883 г. было учреждено всего два банка.

23 Общая сумма акционерных капиталов этих банков составила 15 млн. рублей.

24 В сумме их акционерные капиталы составили 432 млн. марок.


Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей Банка России



Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
05.04.2024
05.04.2024 - "Протекционизм в рыночной экономике"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
29.03.2024
АСВ и ЦБ выработали типовое соглашение для применения в будущих проектах санации
29.03.2024
В ЦБ напомнили о работающих в России сервисах для безналичной оплаты
29.03.2024
Банки требуют объяснений Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости