Календарь мероприятий





Госбанк в годы Великой Отечественной войны

...Из истории Банка России

В.С. Геращенко

Автор этой статьи Владимир Сергеевич Геращенко (26 июля 1905 г. ?1 мая 1995 г.) всего несколько дней не дожил до 50-летия Великой Победы

Трудовая деятельность В.С. Геращенко началась в 1920 году. С 1930 г. он был преподавателем курсов переподготовки банковских работников при Ленинградской областной конторе Госбанка СССР, а с 1931 г. по 1938 г. ?преподавателем Ленинградского и директором Ростовского финансово-экономических институтов. В 1938 г. был назначен начальником Центрального планово-экономического управления Правления Госбанка СССР, с 1940 г. по 1944 г. работал заместителем Председателя Правления Госбанка СССР.

В сентябре 1944 года В.С. Геращенко переводится на ответственную руководящую работу в Министерство иностранных дел Союза ССР, где работает до 1948 года. В этот период своей трудовой деятельности В.С. Геращенко внес значительный личный вклад в дело укрепления международного авторитета нашей Родины. В качестве советника советской делегации он участвовал в международных совещаниях на Потсдамской конференции, был экспертом на Парижской мирной конференции, являлся заместителем советского Делегата Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1948 г. он был вновь переведен в Госбанк СССР и назначен Первым заместителем Председателя Правления.

В 1958 г. В.С. Геращенко вернулся к преподавательской деятельности и возглавил кафедру Денежное обращение и кредит в Московском финансовом институте. Вся последующая его работа была связана с научно-педагогической деятельностью. До конца своих дней В.С. Геращенко работал профессором-консультантом Финансовой академии при Правительстве России, передавая молодому поколению свой богатейший опыт и знания. Он автор многочисленных монографий, учебников и учебных пособий, на которых воспитано не одно поколение специалистов в области финансов и банковского дела.

Многолетняя плодотворная деятельность В.С. Геращенко, его огромный вклад в развитие банковского дела и подготовку специалистов, а также незаурядное трудолюбие и работоспособность, высокое чувство гражданского долга отмечены высокими правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, югославским орденом Золотая Звезда I степени и многими медалями.

?


?

Неожиданное нападение фашистской Германии на Советский Союз привело к значительным материальным потерям в первый месяц войны, страна была не готова к организованному отпору агрессору. Госбанк также оказался не подготовленным к совершению расчетных и кредитных операций в военных условиях. Госбанк не имел утвержденного Правительством кассового плана первого месяца войны, в котором были бы определены размеры эмиссии денег. Поэтому размер эмиссии первых дней войны был определен не на основе заранее разработанного плана, а по заявкам контор Госбанка. Необходимость в значительной эмиссии в первые дни войны возникла по следующим причинам. Во-первых, нужно было немедленно произвести денежные расчеты с воинами, мобилизованными в ряды Советской Армии. Во-вторых, наличные деньги были нужны для пополнения денежной кассы воинских подразделений, направляемых на фронт. В-третьих, за счет эмиссии происходило формирование оборотной кассы и запасных фондов полевых учреждений Госбанка.

Одним из факторов, сдерживавших эмиссию в первый месяц войны, явилось постановление СНК СССР о новом порядке выдачи наличных денег со вкладов населения в сберегательных кассах. Согласно этому постановлению выдача наличных денег со вкладов в сберкассах ограничивалась с 23 июня 1941 г. 200 рублями в месяц. Установленный порядок выдачи наличных денег со вкладов действовал до 1 января 1944 года.?

В настоящее время, по прошествии многих лет со дня принятия решения об ограниченной выдаче денежных вкладов, возникает вопрос, насколько экономически необходимой была эта мера. Известно, что в первый месяц войны была введена карточная система продажи хлеба и других продуктовых товаров. Продажа одежды, обуви и некоторых товаров повседневного спроса производилась по талонам. Причем цены на основные потребительские товары не повышались. Поэтому значительное увеличение количества денег в обращении вследствие массового изъятия вкладов из сберегательных касс не могло оказать влияния на товарные цены.

Однако необходимо учесть, что за счет товаров, продаваемых по карточкам, удовлетворялись минимальные потребности человека. Поэтому повышение весьма скромной нормы потребления можно было осуществить только путем обращения к колхозному рынку, где цены на товары устанавливались на основе действия закона спроса и предложения. Следовательно, хлынувший на колхозный рынок поток денег привел бы к резкому и необратимому скачку цен и стихийному перераспределению денежных доходов населения между социальными группами. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что ограничения в выдаче вкладов были экономически необходимыми и целесообразными. В постановлении об ограниченной выдаче наличных денег из сберегательных касс были установлены льготы для творческой интеллигенции. Для писателей, композиторов, художников и скульпторов, входящих в творческие союзы, а также для народных и заслуженных артистов ежемесячная норма выдачи наличных денег составляла 1000 рублей. Для предупреждения социальной напряженности между вкладчиками было принято решение о переводе вкладов творческой интеллигенции из сберегательных касс в учреждения Госбанка.

Огромное значение для уменьшения эмиссии денег и ослабления ее влияния на товарные цены имели вкладные операции полевых учреждений Госбанка. Работникам этих учреждений было поручено провести разъяснительную работу среди офицеров Советской Армии о целесообразности хранения денег в полевых учреждениях Госбанка. СНК СССР по просьбе Правления Госбанка СССР издал распоряжение, регулирующее порядок выдачи наличных денег со вкладов. В распоряжении было указано, что военнослужащие вкладчики полевых учреждений Государственного банка имеют право получать свои денежные вклады полностью или частично как лично, так и через доверенных лиц в любом учреждении Государственного банка по предъявлении единой вкладной книжки и документа, удостоверяющего личность получателя денег.

Ограничение выдачи вкладов в сберегательных кассах и развитие вкладных операций в полевых учреждениях Госбанка СССР были первыми мероприятиями, которые ограничивали размеры эмиссии денег и замедляли развитие инфляции. Для увеличения бюджетных доходов, уменьшения дефицита государственного бюджета и сокращения размера выплат наличных денег были установлены два новых налога, а именно: военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Также были повышены ставки сельхозналога и местных налогов. Все эти меры имели антиинфляционную направленность.

Кроме этого, ежегодно проводилась подписка на военные займы, была прекращена покупка у населения облигаций государственного выигрышного займа 1938 года. Прекратилась выдача ссуд под залог облигаций государственных займов.

Антиинфляционный характер имел также установленный порядок компенсации за неиспользованный отпуск. В течение войны отпуска трудящимся не предоставлялись, а деньги за неиспользованный отпуск перечислялись в сберегательную кассу. Можно было использовать их только после окончания войны.

Наряду с осуществлением принудительных антиинфляционных мероприятий проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем ?на постройку самолетов и танков. Следует отметить одну особенность антиинфляционной политики. Она заключалась в использовании механизма регулирования цен на товары, реализуемые в государственной и кооперативной торговле, для замедления роста цен на колхозном и частном рынках. По предложению Госбанка СССР были повышены цены на водку, вино, пиво, изделия из драгоценных металлов и непроизводственные товары. Такое частичное повышение цен увеличивало поступление денег в кассы государственных и кооперативных организаций и соответственно уменьшало размеры денежного потока на рынок.

Наряду с проблемами организации и планирования обращения наличных денег перед Госбанком СССР стояли новые и весьма трудные для решения задачи приспособления системы безналичных денежных расчетов к работе в условиях военного времени. Известно, что до войны функционировала четко налаженная система безналичных расчетов. Предприятия, организации и учреждения (кроме подрядных строительных организаций) депонировали свои денежные средства на расчетных и текущих счетах в Госбанке СССР. Такое сосредоточение денежных средств в одном банке создавало возможность перечисления денежных средств без применения сложной системы корреспондентских отношений между банками. Четкости и ритмичности безналичных расчетов способствовала также система инкассации расчетных документов. Учреждения Госбанка выполняли обязанности не только по доставке расчетных документов плательщику, но и по контролю за соблюдением условий и сроков платежей.

С началом войны были резко нарушены хозяйственные связи и денежные отношения между предприятиями и организациями. В первые месяцы войны очень сильно возросла задолженность покупателей за товары и услуги. Основными неплательщиками были предприятия и организации, прекратившие свое существование в связи с оккупацией войсками фашистской Германии части территории страны. Предприятия, эвакуируемые в восточные регионы страны, хотя и не отказывались от выполнения своих долговых обязательств, но могли начать производить платежи только после возобновления своей хозяйственной деятельности на новом месте.?

Полное прекращение платежей за товары или временная их задержка вызывали у поставщиков товаров финансовые затруднения. Как известно, составными элементами цены товара являются себестоимость и прибыль. При нормальном кругообороте денежных средств и регулярном поступлении денег за реализованные товары предприятие-поставщик имеет возможность продолжать процесс производства и делать отчисления части прибыли в доходы государственного бюджета. Задержки в поступлении денежной выручки вынуждают прекращать оплату сырья, полуфабрикатов, топлива и электрической энергии. Что касается отчислений от прибыли в доход государственного бюджета, то они продолжались, поскольку в довоенные и послевоенные годы существовала система плановых платежей. Если в установленные сроки предприятия не производили отчисления от прибыли, то финансовые органы представляли в учреждения Госбанка приказы на списание денег с расчетного счета плательщика. При отсутствии реализованной прибыли в доходы бюджета перечислялись оборотные средства предприятия. В этом случае неплатежеспособность предприятия, возникшая из-за несвоевременного получения прибыли, увеличивалась не по вине предприятия, а вследствие доведенной до абсурда системы плановых платежей.?

Начавшаяся война сделала первоочередной задачу упорядочения денежных расчетов с предприятиями, оказавшимися в зоне немецкой оккупации и прекратившими вследствие этого свое существование. Задолженность этих предприятий за сырье, полуфабрикаты, топливо и другие материальные ценности создавала финансовые затруднения у поставщиков. Поэтому Правлением Госбанка было принято решение отсрочить взыскание кредита под расчетные документы в пути до определения источников возмещения убытка предприятиям-поставщикам.

Новой и весьма актуальной была задача создания условий для бесперебойных денежных расчетов в оборонной промышленности. С учетом значительной производственной кооперации как внутри отдельных отраслей, так и между отраслями оборонной промышленности было принято решение широко применять клиринговую форму расчетов, то есть расчетов на основе зачета взаимных требований. Всем учреждениям Госбанка рекомендовалось организовать и регулярно проводить зачеты по сальдо между предприятиями, осуществляющими взаимные поставки товаров. Были созданы два центральных бюро взаимных расчетов, а именно: ЦБВР Министерства промышленности боеприпасов и ЦБВР Министерства авиационной промышленности. Кроме регулярно осуществляемых взаимных зачетов, получили широкое развитие разовые внутриминистерские и межминистерские зачеты взаимной задолженности.

Первоочередной задачей в сфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотных средств, то есть было сделано отступление от основных принципов прямого банковского кредитования. Далее необеспеченная задолженность по банковским ссудам, возникшая в результате военных действий, переносится на отдельный ссудный счет, и впредь до получения особых указаний она не взыскивается. Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятий на погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производится. Исключения из этого правила допускаются только по специальным распоряжениям Правления Госбанка.

После совершившегося в 1942 г. перелома в ходе войны и начавшегося освобождения оккупированных территорий возникли новые задачи по кредитованию предприятий, возобновляющих производственную деятельность. На основании распоряжения СНК СССР Госбанку было предоставлено право кредитовать предприятия местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов, возобновившие свою деятельность в освобожденных районах, а также капитальные затраты, связанные с производством товаров широкого потребления и продовольствия. Ссуды выдавались сроком на один год. Краткосрочные кредиты предприятиям и организациям, возобновившим свою деятельность в освобожденных районах, также предоставлялись на льготных условиях. Основная льгота заключалась в том, что заемщики могли получать кредит исходя из фактического наличия собственных оборотных средств. Кроме того, предоставлялась отсрочка погашения необеспеченной задолженности по банковским ссудам.

Вся деятельность Государственного банка СССР в годы Великой Отечественной войны была направлена на сохранение устойчивости денежно-кредитной системы страны. Деньги и кредит использовались в качестве мощных экономических рычагов в целях достижения Победы и сохранения экономической базы для дальнейшего послевоенного развития.


* Впервые опубликовано в Вестнике Банка России ?17 (57) от 5.05.95 г.

?



Новости для банков
20.08.2017
Банки пытаются отстоять агентские комиссии
20.08.2017
Новые подходы к инкассации глазами участников рынка
19.08.2017
ЦБ вводит новый тариф на платежи на основе "бумажных" распоряжений Все новости
Новости ББТ
01.08.2017
Обновлены критерии системной и социальной значимости платежной системы
18.07.2017
Банк России утвердил новые требования к формированию резервов на возможные потери по ссудам
17.07.2017
Регуляторы коллекторов оказались невзыскательными
29.06.2017
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 29.06.2017
29.06.2017
Обновление раздела ББТ "Разные тесты" от 29.06.2017 Все новости
Новости библиотеки
17.07.2017
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 17.07.2017
29.05.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 30.05.2017 Все новости