Календарь мероприятий



Служащие государственного банка, его контор и отделений

...Из истории Банка России

Государственный банк в Российской империи был учрежден 31 мая 1860 года. Год спустя, 4 июля 1861 года, было Высочайше утверждено штатное расписание (расписание должностей) Государственного банка, в котором определялись должности, соответствовавшие им оклады, а также классы и разряды по должностям, мундирам и пенсиям для служащих центрального управления банка. Типовые штатные расписания контор были утверждены в 1862 г., одновременно с Уставом контор, штатное расписание отделений  в 1863 г., вместе с Указом об открытии отделений Государственного банка.

В Государственный банк, его конторы и отделения разрешалось принимать на службу лиц из всех сословий, в том числе и тех, кто не имел права поступать на государственную службу.

Все Управляющие Государственным банком имели высшее образование. Управляющие конторами, как правило, имели дипломы высших учебных заведений. А среди управляющих отделениями только половина имела высшее образование.

Высшее образование в России можно было получить в университетах, институтах, академиях, высших училищах и на высших курсах. Для детей старинных дворянских родов предназначались имевшие статус высших учебных заведений закрытые привилегированные Императорский Царскосельский (Александровский) лицей и Императорское училище правоведения. Среднее образование можно было получить, окончив гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные семинарии и приравненные к ним учебные заведения. Начальное (низшее) образование давали уездные, городские и духовные училища, прогимназии, а также приравненные к ним учебные заведения.

Четыре Управляющих Государственным банком  Е.И. Ламанский, Э.Д. Плеске, С.И. Тимашев, И.П. Шипов окончили Императорский Александровский лицей. Выпускником Императорского училища правоведения был Ю.Г. Жуковский  Управляющий банком в 1889-1894 годах. Университетское образование получили трое Управляющих: А.Л. Штиглиц, А.В. Цимсен и А.В. Коншин.

Первый Управляющий Государственным банком А.Л. Штиглиц окончил Дерптский университет. Управляющий Государственным банком в 1881-1889 гг. А.В. Цимсен со степенью кандидата окончил Санкт-Петербургский университет. А.В. Коншин (руководил Государственным банком в 1910-1914 гг.) окончил Московский университет со званием действительного студента. После окончания университета он поступил на службу в Московскую казенную палату сверхштатным чиновником особых поручений и для приготовления к занятию должности. Спустя два года он был утвержден по званию действительного студента со старшинством со дня поступления на службу.

В 1879 г. из восьми управляющих конторами 7 человек имели университетские дипломы, и только один  Управляющий Архангельской конторой  не окончил высшего учебного заведения. Из руководителей отделений половина (24 из 46) имела высшее образование.

Среди контор Государственного банка наибольшее количество служащих с высшим и средним образованием было в Московской конторе. В 1879 г. из 111 служащих двое были выпускниками Александровского лицея и 9 окончили университеты. Среднее образование имели 30 служащих (9 из них окончили гимназии), а низшее  36 человек (29 из них окончили уездные училища).

В Одесской конторе в это время работали 66 человек. Из них 7 служащих было с высшим образованием, 20  со средним и 24  с начальным. В Киевской конторе при общем количестве 51 служащий 5 человек окончили университеты, 17 имели среднее образование (из них 8 были выпускниками гимназии) и 19 человек окончили начальные учебные заведения. В Рижской конторе из 32 служащих 5 имели университетские дипломы, 5 служащих имели среднее образование и 14  начальное.

В Харьковской конторе в это время служили 39 человек. Из них 4 имели университетские дипломы, 7  среднее образование и 23 человека окончили начальные учебные заведения. В Ростовской конторе2 из 31 служащего трое были выпускниками высших учебных заведений, средние учебные заведения окончили 7 человек и 16  начальные.

В Екатеринбургской конторе из 19 человек один имел высшее образование, один  среднее и 16  начальное образование. В Архангельской конторе из 19 служащих двое были со средним образованием, 10 человек получили начальное образование и 5 человек имели незаконченное начальное образование.

В отделениях Государственного банка большинство служащих имели среднее образование. В основном это выпускники гимназий и духовных семинарий. Большинство служащих отделений имело начальное, незаконченное начальное и домашнее образование. Многие служащие, имевшие начальное и незаконченное начальное образование, учились в уездных и духовных училищах.

Домашнее образование имели многие служащие Государственного банка. Больше всего служащих с домашним образованием  29% от общего числа (32 человека)  служило в Московской конторе. Затем шли Одесская и Киевская конторы. В первой домашнее образование имели 23% служащих (15 человек). Во второй  20% (10 человек). В других конторах процент служащих с домашним образованием был значительно меньше. В Рижской и Ростовской конторах такие служащие составляли 16% (по 5 человек). В Архангельской конторе их было 14% (2 человека), а в Харьковской конторе  13% (5 человек). В Екатеринбургской конторе домашнее образование имели только 5% служащих (1 человек).

Наличие высшего образования у служащих Государственного банка было одним из основных условий быстрой карьеры. Это было обусловлено тем, что Государственный банк являлся важнейшим органом экономической политики правительства и успешное решение проблем, которые перед ним ставились, зависело от компетентности его служащих. В первую очередь это касалось высших служащих Банка и его контор. К ним относились Управляющий Государственным банком, его Товарищ (заместитель), управляющие конторами и директора Банка и контор. К высшим служащим относились также главный кассир, главный контролер и главный бухгалтер, правитель канцелярии, инспектор контор и инспекторы в центральном управлении Банка. В конце 80-х гг. в штате Государственного банка состояли 2 товарища управляющего, 6 директоров и 13 инспекторов, а также один директор, заведовавший сберегательными кассами, и два инспектора в контроле сберегательных касс.

Управляющий, Товарищ управляющего и директора входили в Правление Государственного банка, которое, являясь коллегиальным органом управления, осуществляло оперативное руководство его делами. В компетенцию Правления входило установление учетного процента по вексельной операции и процентов по вкладам, сроков операций, а также определение примерных сумм, которые выделялись на осуществление каждой банковской операции.

Управляющий банком являлся председателем Правления, от имени которого он подписывал все документы, а также заключал контракты и договоры. Без подписи Управляющего не вступало в силу ни одно постановление Правления. В случае отсутствия Управляющего его Товарищ входил во все его права и обязанности.

В соответствии с Уставом Государственного банка 1860 г. Управляющему банком принадлежали вся исполнительная часть, а также ближайшее наблюдение за всеми операциями Банка и его контор, за правильным делопроизводством и исполнением Устава и постановлений Правления. Он защищал права Банка и контролировал взыскание долгов в его пользу.

В обязанности Управляющего входили составление годового отчета Банка и представление его от имени Правления министру финансов и Совету государственных кредитных установлений.

Управляющий являлся председателем Учетного и ссудного комитета6. При голосовании в случае равенства голосов его мнение имело решающее значение. Под контролем Управляющего Правлением Банка составлялся список кредитующихся в Банке лиц с примерным назначением размеров7 кредита.

Управляющий Государственным банком вел также прием заинтересованных лиц по вопросам, касающимся банковских операций.

В 70-80-х гг. XIX в. служебные обязанности Управляющего банком значительно расширились. Это было связано с расширением функций Государственного банка и с увеличением количества местных учреждений банка. На Банк было возложено заведование сберегательными кассами, количество которых вместе с почтовыми кассами превышало две тысячи. Кроме того, Государственному банку поручались конверсии и реализации займов и т.д. Количество контор у Государственного банка к 1893 г. выросло до 9, а отделений  до 878.

Директора Банка, являясь членами его Правления, участвовали в обсуждении и решении задач, которые согласно Уставу возлагались на этот орган. Кроме того, в качестве администраторов они по указанию Управляющего осуществляли руководство отдельными операциями Банка. Директора несли ответственность за ведение операций в соответствии с Уставом и банковскими инструкциями.

Управляющий Банком, Товарищ управляющего и директора при вступлении в должность подписывали обязательство не разглашать данные о частных счетах и частных коммерческих делах, в которых принимал участие Государственный банк (остальные служащие Банка давали аналогичное письменное обещание).

Главный кассир центрального управления заведовал кассами и кладовыми с оборотными капиталами, наблюдал за правильным производством кассовых операций. Главный контролер фактически ведал расходами Банка, его контор и отделений. Он обязан был присутствовать при открытии и закрытии кладовой в центральном управлении и иметь от нее особый ключ и печать.

Правитель канцелярии заведовал общей перепиской, делами личного состава, производством по делам операционным, судебным, хозяйственным. Кроме того, в его обязанности входило составление записок по вопросам, которые рассматривались Правлением Банка.

В обязанности инспектора контор входили общий контроль за ведением счетоводства по операциям контор и отделений Банка, инструктирование провинциальных отделений Банка по правильному ведению счетоводства и отчетности, заведование делами по учетно-ссудной операции частных кредитных учреждений и ссудосберегательных товариществ в конторах и отделениях Банка, проверка оборотов по взаимным операциям между центральным управлением, конторами и отделениями. А главное  на нем лежали обязанности по ревизии операций контор и отделений на местах.

К специальным должностям в центральном управлении Государственного банка относились должности секретаря при Управляющем Банком, юрисконсульта, экзекутора, помощника экзекутора, смотрителя зданий Банка, архивариуса, архитектора, врача и чиновника особых поручений.

В конце 80-х гг. XIX в. в структуру Государственного банка входили следующие операционные отделения: канцелярия (34 человека), инспекция контор (48 человек), главная касса (46 человек), главная бухгалтерия (18 человек), главный контроль (32 человека), отделение текущих счетов (31 человек), отделение покупки и продажи процентных бумаг (18 человек), учетное и ссудное отделение (60 человек), отделение соло-векселей (8 человек), отделение процентных вкладов (22 человека), отделение вкладов на хранение (121 человек), отделение кредитных билетов (46 человек) и купонное отделение (25 человек), а также контрольный отдел (15 человек) и ликвидационное отделение (6 человек).

Должности старших кассиров, контролеров и бухгалтеров относились к старшим должностям. Служащие, занимавшие эти должности, возглавляли самостоятельные подразделения соответствующих операционных отделений или учреждений. Например, в отделении вкладов на хранение они являлись начальниками отделов приема вкладов, выдачи вкладов, выдачи процентов, последующего контроля и т.д. В общей сложности в операционных отделениях центрального управления работали 135 старших контролеров, бухгалтеров, кассиров и делопроизводителей.

Должности младших кассиров, бухгалтеров, контролеров, делопроизводителей относились к должностям самостоятельным. В операционных отделениях на таких должностях работали 124 служащих.

Должности помощников кассиров, бухгалтеров, контролеров и делопроизводителей II-V разрядов были несамостоятельными. В операционных отделениях банка работали 86 помощников контролера, бухгалтера, кассира и делопроизводителя I разряда, 80  II разряда, 63  III разряда и 42  IV разряда.

Кассовые обязанности в Государственном банке исполнялись артельщиками и счетчиками, которые служили в банке по вольному найму. Вольнонаемными были также караульные, швейцары, сторожа и т.д.

Первые четыре года работы Банка кредитование торговли и промышленности осуществлялось структурами при его правлении в Санкт-Петербурге, семью конторами, перешедшими к Государственному банку от Государственного коммерческого банка9, и несколькими временными отделениями.

В январе 1862 г. Александр II утвердил Устав контор Государственного банка. В соответствии с ним конторы Банка учреждались для оживления торговых оборотов в городах империи, имеющих важное значение в торговле и промышленности.

Для совершения коммерческих операций конторы получили капитал из Государственного банка, который распределил между ними часть своего основного капитала. Его размер определялся для каждой конторы в соответствии с реальными потребностями в кредите того района, который она обслуживала.

Как и Устав Государственного банка, Устав его контор определял прежде всего операции, которые должны были совершаться за счет Государственного казначейства. К ним относились: выплата процентов и возвращение вкладов, внесенных в конторы в то время, когда они были конторами Государственного коммерческого банка, а также процентов по купонам 5-процентных банковских билетов; обмен ветхих кредитных билетов и размен крупных купюр на мелкие и обратно; прием звонкой монеты, золотых и серебряных слитков и выдача за них кредитных билетов, а также совершение передаточных надписей на билетах Государственной комиссии погашения долгов. Кроме того, Екатеринбургская контора должна была производить денежные выдачи золотопромышленникам под добываемое ими золото.

В соответствии с Уставом конторы Государственного банка предоставляли ссуды, а также осуществляли: учет векселей и других правительственных и общественных ценных бумаг и иностранных тратт; покупку и продажу золота и серебра; платежи по векселям и другим срочным денежным документам за счет доверителей; прием вкладов на хранение, на текущий счет и на обращение из процентов.

Руководство конторами осуществляло Правление Государственного банка, а оперативное управление их делами и операциями  правления контор, которые обязаны были направлять семидневные, месячные и годовые ведомости о своих оборотах в Правление Банка. Заседание правления конторы должно было проходить не реже одного раза в неделю при наличии не менее трех его членов. Раз в три месяца (в особых случаях чаще) правление конторы направляло в Правление Банка свои предложения по поводу процентов по учету векселей и по ссудам на ближайшие три месяца10.

Жесткий контроль за деятельностью местных учреждений Государственного банка обеспечивался также благодаря существовавшей системе назначения на должности в конторах и отделениях. В соответствии с уставом правление конторы состояло из управляющего и директоров. Председателем правления был управляющий. При равенстве голосов принятие решения зависело от него. Управляющего конторой назначал император по представлению министра финансов. Директора контор назначались Правлением Государственного банка и утверждались министром финансов, а круг их обязанностей определяли управляющие конторами. Количество директоров в каждой конторе11 утверждалось министром финансов с подачи Правления Государственного банка. Кассиры и бухгалтеры назначались на должности Правлением Банка по представлению управляющих конторами. Остальные служащие назначались на должности самими управляющими конторами.

Управление всеми делами и операциями в конторах возлагалось на их правления, состоявшие из управляющего и директоров. Исполнительная власть в конторе принадлежала управляющему. Он обязан был контролировать все операции и делопроизводство. В его обязанности входило также составление и представление от имени правления годового отчета конторы в Правление Банка.

Директора контор осуществляли наблюдение за правильностью кассовых выдач и поступлений, за правильностью хранения капиталов и ценностей с ответственностью за целость оных. Капиталы и ценности хранились за его, директора, ключами и печатями.

В каждой конторе Банка было четыре отдела: кассовый, контрольный, бухгалтерский и делопроизводительный. Начальниками этих отделов были старшие кассиры, контролеры, бухгалтеры и делопроизводители, или секретари. Они подчинялись непосредственно управляющим конторами.

При правлении каждой конторы функционировал Учетный и ссудный комитет. В его обязанности входили рассмотрение представленных к учету векселей, оценка товаров, под залог которых испрашивалась ссуда, а также обсуждение кредита залогодателей. Управляющий и директора не имели права получать в конторе ссуды, представлять к учету векселя и даже рекомендовать векселя к учету до того, как это сделают члены учетного и ссудного комитета.

Под наблюдением управляющего конторой и при участии членов Учетного и ссудного комитета правление конторы составляло список лиц, кредитовавшихся в ней, и указывало примерный размер кредита. Список пересматривался каждые три месяца и представлялся на утверждение в Правление Банка.

Система отделений Государственного банка начала создаваться на основании Высочайшего указа от 20 декабря 1863 года. В соответствии с ним в 1864 г. из 20 отделений, которые должны были открыться в первую очередь, начали работу : Астраханское, Владимирское, Воронежское, Екатеринославское, Казанское, Кишиневское, Пензенское, Рязанское, Самарское, Саратовское, Тамбовское и Ярославское. Отделения Государственного банка размещались, как правило, в зданиях казенных палат и других помещениях Министерства финансов.

В соответствии с указом отделения совершали следующие операции: обменивали ветхие кредитные билеты на новые, мелкие купюры на крупные, разменивали крупные купюры на мелкие; выплачивали проценты по купонам 5-процентных билетов; осуществляли денежные переводы между казначействами, частными лицами и центральным управлением банка, его конторами и другими отделениями; принимали вклады на хранение, текущий счет и на обращение из процентов; учитывали купоны правительственных и гарантированных правительством ценных бумаг и свидетельств Государственного банка и его контор сроком до шести месяцев; выдавали ссуды под залог государственных ценных бумаг; получали платежи за счет Государственного казначейства, Государственного банка и частных лиц, которые имели текущие счета; продавали и покупали 5-процентные банковские билеты и другие ценные бумаги по поручению Государственного казначейства и Государственного банка. Все операции в отделениях осуществлялись на основании Устава контор.

В 1865 г. Высочайшим повелением в Казанском и Саратовском отделениях была введена операция учета векселей. Постепенно Государственный банк с разрешения министра финансов ввел эту операцию и в других отделениях.

Для рассмотрения предъявлявшихся к учету векселей в отделениях, получивших право осуществлять учетную операцию, были образованы учетные комитеты15. Председателем учетного комитета был управляющий отделением. Кроме того, в комитет входили контролер отделения и городские купцы в количестве 4-6 человек. Члены от купечества утверждались министром финансов по представлению Правления Банка.

В марте 1864 г. министр финансов утвердил Порядок управления делами в отделениях Государственного банка. В соответствии с ним исполнительная власть в отделениях возлагалась на управляющих. Они несли ответственность за действия по службе всех служащих в отделении и за всю денежную часть. Контролеры отвечали за правильность расходов, проверку счетов и счетоводство. По сути, те обязанности, которые в конторе Банка возлагались на Правление, в отделениях поручались управляющему и контролеру.

Управляющий отделением банка и контролер утверждались в должности министром финансов по представлению Управляющего Государственным банком. Старшие помощники контролеров и кассиров назначались Управляющим Государственным банком. Он же утверждал младших помощников кассиров и контролеров (первых  по представлению управляющих отделениями, вторых  по представлению контролеров).

Развитие сети контор и отделений Банка в 60-е гг. проходило очень медленно, что было связано с особенностями экономического развития страны. В первые годы после отмены крепостного права промышленное производство в России значительно сократилось. Причиной этого, с одной стороны, был кризис предприятий, основанных на крепостном труде, с другой  спад производства в хлопчатобумажной отрасли промышленности, вызванный сокращением ввоза американского хлопка (из-за гражданской войны в США). Рост промышленного производства начался с 1864 года. Тогда и были учреждены первые двенадцать отделений Государственного банка.

 

Таблица 1. Развитие сети местных учреждений Государственного банка
Годы Kоличество учреждений? конторы отделения (не считая временных)

ГОДЫ КОЛИЧЕСТВО ГОДЫ КОЛИЧЕСТВО
конторы отделения конторы отделения
1860 7 1879 8 46
1861 7 1880 8 46
1862 8 1881 8 47
1863 8   1882 8 51
1864 8 12 1883 8 54
1865 8 24 1884 8 60
1866 8 28 1885 8 66
1867 8 30 1886 9 67
1868 8 35 1887 9 80
1869 8 37 1888 9 81
1870 8 38 1889 9 81
1871 8 38 1890 9 82
1872 8 39 1891 9 81
1873 8 39 1892 9 81
1874 8 40 1893 9 81
1875 8 43 1894 9 87
1876 8 46 1895 10 94
1877 8 46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В расписании должностей Государственного банка не было зафиксировано общее количество должностей, а в расписаниях должностей контор и отделений Банка не фиксировались также и соответствовавшие должностям жалованья. Это объяснялось невозможностью заранее определить все направления деятельности Банка, его обороты, количество и виды операций.

В Высочайше утвержденном 4 июля 1861 г. Расписании должностей Государственного банка количество штатных единиц определялось только для высших чинов (Управляющего, Товарища управляющего, директоров, правителя канцелярии, главного контролера, главного кассира и главного бухгалтера), а также для юрисконсульта, архитектора, доктора, смотрителя дома, экзекутора и архивариуса. Количество штатных единиц по должностям инспектора контор, контролера, кассира, бухгалтера и делопроизводителя, а также их помощников, чиновника особых поручений и ревизора товаров не фиксировалось. Оно зависело от объема операций банка. Ограничивала число низших служащих только общая сумма, которая могла быть израсходована на содержание центрального управления. Она составляла 295 тыс. руб. и могла быть увеличена только по Высочайшему повелению или по распоряжению министра финансов. Из этой суммы 235 400 руб. предназначалось на выплату жалованья и так называемых столовых служащим аппарата, 59 600 руб. шло на оплату канцелярских материалов, выплату жалованья курьерам, присяжным счетчикам, швейцарам и сторожам, содержание и ремонт здания, а также на непредвиденные расходы, выдачу квартирных денег, оказание материальной помощи служащим и т.п. Спустя 12 лет после учреждения Государственного банка, 7 июня 1872 г., в соответствии с Высочайше утвержденным мнением Государственного совета общая сумма средств, выделяемых на хозяйственные нужды и содержание счетчиков, курьеров, сторожей и т.п., была увеличена на 12 600 рублей.

В типовом штатном расписании контор Государственного банка определялись только классы и разряды по должностям, мундирам и пенсиям без количества штатных единиц и окладов. Жалованье служащим конторы, расходы на канцелярские материалы, аренду здания, его содержание и т.п. назначались Правлением Банка и утверждались министром финансов. Размер этой суммы зависел от того, как будут распределены 200 тыс. руб., ежегодно выделяемых из прибылей Банка на содержание всех его контор.

В соответствии с Расписанием должностей отделений Государственного банка руководителем отделения мог быть или Председатель казенной палаты, или особый Управляющий. Если руководителем являлся Председатель казенной палаты, то ему назначалось дополнительное содержание в размере 1000 руб. в год. В этом случае заведование кассой отделения возлагалось на главного кассира, жалованье которого составляло 1500 руб. в месяц. Кроме руководителя в штате отделения состояли контролер, кассир или старший помощник кассира (если отделением заведовал особый Управляющий), старший помощник контролера, 2-4 младших помощника кассира и контролера и необходимое количество писцов и счетчиков. После 1865 г. в штатных расписаниях отделений, где была введена учетная операция, появились должности бухгалтера, кассира и секретаря.

Количество штатных единиц и оклады служащих в отделениях были определены условно. Оклады контролера, а также старшего помощника контролера и кассира назначались в пределах определенной суммы. Размер расхода фиксировался отдельно для каждого отделения.

Всего на содержание одного отделения Государственного банка выделялось 7,5-10 тыс. руб. в год, а на организацию нового отделения  4,5 тыс. рублей. На операционные расходы отделения средства выделялись по мере необходимости. При этом на наем писцов и счетчиков, канцелярские материалы, отопление, освещение и т.д. расходовалось от 1500 до 2600 руб. в год в зависимости от объема операций. В результате в провинции жалованье счетчиков в кассе и караульных при кладовых было не более 20 руб. в месяц.

В Государственном банке был следующий порядок приема на работу новых служащих. Лица, которые обращались в Банк с ходатайством об определении на службу, допускались к работе временно и без жалованья. По прошествии определенного времени они назначались на должности, не имевшие самостоятельного характера. При наличии достаточного образовательного ценза их зачисляли на первую штатную должность: помощника кассира, контролера, бухгалтера или делопроизводителя IV разряда. Если у претендентов не было необходимого образования или они изначально просили о месте чиновника для письма, то они зачислялись в разряд нештатных служащих с правом на вознаграждение в меру заслуг по усмотрению ближайшего начальства. Перевод служащих этой категории в разряд штатных допускался только ввиду особенно выдающихся служебных качеств повышаемого лица.

В Государственном банке практиковалось предоставление некоторым служащим казенных квартир. Эти квартиры располагались в домах, принадлежавших Банку или в арендованных им. В начале 90-х гг. в собственности Государственного банка находились здания общей стоимостью около 5 млн. рублей. Часть этих домов была передана в собственность Банку казной, часть Банк построил сам или приобрел у частных лиц. Нанимал Банк дома на условиях долгосрочной аренды. Здание, в котором размещался Государственный банк в Санкт-Петербурге (с 1894 г.  Центральное управление и Санкт-Петербургская контора), было собственностью Банка. С 1894 г., когда завершилось строительство здания для Московской конторы, уже все дома, в которых располагались конторы Банка, стали его собственностью. Что касается отделений, то они размещались как в принадлежавших Банку домах, так и в арендованных. В 1893 г. из общей суммы 1 907 786 руб., затраченных Государственным банком на содержание штатных чинов, на аренду зданий ушло более 128 тыс. рублей. Из них 9020 руб.  на оплату домов, арендованных для Государственного банка (имеется в виду центральный аппарат Банка в Санкт-Петербурге), 5815 руб.  на оплату аренды здания для Московской конторы и 114 035 руб.  на наем домов для отделений Банка17.

Служебные квартиры предоставлялись не всем чиновникам и служащим Государственного банка, поскольку количество квартир было ограниченным. В Санкт-Петербургской конторе их имели только 10% служащих. В некоторых отделениях процент служащих, которым предоставлялись служебные квартиры, доходил до 76% (Ревельское и Казанское отделения)18. А в ряде отделений квартиры вообще не предоставлялись. Как правило, в банковских домах находились квартира управляющего отделением, две-три квартиры  для высших служащих и несколько комнат для некоторых вольнонаемных (сторожей, дворников и т.д.).

При распределении служебных квартир руководствовались принципом для пользы службы. Квартиры предоставлялись тем служащим, близость жилья которых к учреждению Банка была связана с производственной необходимостью. Прежде всего это касалось хранителей кладовых, а также тех, кто должен был часто находиться на служебном месте в нерабочее время.

До середины 90-х гг. общего положения о правилах распределения служебных квартир не существовало. Это приводило к тому, что при предоставлении квартир некоторым чиновникам принцип для пользы службы не соблюдался. Кроме того, наличие у служащего Банка служебной квартиры зачастую являлось как бы добавкой к его жалованью, так как за пользование ею он не платил. Только в местных учреждениях Государственного банка в Царстве Польском при предоставлении служебных квартир из жалованья служащих всегда производились вычеты. В Варшавской конторе квартирные составляли 25% общей суммы жалованья, а в отделениях  от 16 до 20%. Такие вычеты при высоких окладах (например, директоров, жалованье которых составляло 4000 руб. в месяц) были слишком значительными по сравнению со стоимостью квартир. Поэтому высшие служащие Варшавской конторы предпочитали получать не служебные квартиры, а квартирные деньги. В результате квартирами пользовались служащие со значительно меньшими окладами, а общая сумма вычетов за пользование служебными квартирами по этой конторе была значительно меньше, чем могла бы быть.

В качестве поощрения служащим Банка из прибыли от его коммерческих операций выдавались наградные.

Прибыли подсчитывались дважды в год. Раз в год (в апреле) Совет государственных кредитных установлений после рассмотрения отчета Банка утверждал окончательное распределение прибыли. Чистая прибыль от операций Банка направлялась прежде всего на погашение 5-процентных банковских билетов и займов Государственного казначейства из бывших кредитных установлений. Производились также отчисления в резервный капитал и на покрытие потерь. От 3 до 5% прибыли Банка согласно Уставу использовалось для выплаты наградных. Реально до середины 90-х гг. ХIХ в. размер средств, выделяемых на премирование служащих, составлял до 17% от общей суммы содержания штатных чинов. Средний размер премиальных управляющих конторами составлял 525 руб. в год, а управляющих отделениями  340 рублей19. В центральном управлении премии старших контролеров, бухгалтеров, кассиров и делопроизводителей составляли в среднем 360 руб. в год, младших контролеров, бухгалтеров, кассиров и делопроизводителей  200 руб., помощников контролеров, бухгалтеров, кассиров и делопроизводителей I разряда  175 руб., II разряда  125 руб., III разряда  100 руб., IV разряда  60 руб. в год20.

Средства, выделяемые на содержание Государственного банка, его контор и отделений, имели форму самостоятельных кредитов, не подлежащих слиянию друг с другом. В 1862 и 1869 гг. на основании Высочайших повелений Правление Банка получило право увеличивать или уменьшать средства одной конторы (одного отделения) за счет другой конторы (другого отделения). В 1863 г. министру финансов было разрешено обеспечивать за счет прибылей Банка чрезвычайные расходы на увеличение окладов служащих. Спустя два года (в 1865 г.) сумма средств, выделяемая на содержание одного отделения, была увеличена на 5 тыс. рублей. За счет этого в них был увеличен штат писцов и счетчиков. В том же году в отделениях Банка было увеличено количество бухгалтеров, их помощников и секретарей, а в тех отделениях, где была введена учетная операция, у ряда должностей были повышены оклады. С 1869 г. на содержание отделений, производивших учет торговых векселей, стало выделяться 17 тыс. рублей.

В 1870 г. Правление Государственного банка с разрешения министра финансов увеличило на 100 тыс. руб. средства на содержание контор и повысило в них оклады. В дальнейшем оклады в отдельных конторах и отделениях Банка повышались в связи с введением в них новых операций или выполнением ими особых функций. На 50-100% были увеличены оклады по всем должностям в учреждениях Банка на Дальнем Востоке. До 50% было повышено содержание служащих в сибирских и среднеазиатских отделениях, а также в отделениях Закавказья и Северного Кавказа (кроме Владикавказского).

С середины 80-х гг. служащие Государственного банка в Северном и Юго-Западном краях, а также в Киевской конторе получали 20-процентную надбавку на воспитание детей. Эта надбавка назначалась на основании особых Высочайших повелений, испрашиваемых при учреждении каждого нового отделения. Ее получали достойные служащие русского происхождения, за исключением управляющих, контролеров и бухгалтеров.

Содержание служащих было увеличено также в тех конторах и отделениях Банка, где была введена операция выдачи ссуды под соло-векселя. Все местные учреждения Государственного банка, осуществлявшие эту операцию, получили дополнительно по 1500 руб. для повышения окладов служащих.

Значительно выше было содержание служащих Государственного банка в его Варшавской конторе и отделениях Царства Польского. Они были учреждены в 1885 г. в ходе преобразования Польского банка. У служащих этих учреждений оклады были на 20-100% выше предусмотренных в штатных расписаниях для остальных контор и отделений Банка.

Оклады служащих центрального управления Государственного банка не повышались до 1894 года. Их жалованье увеличивалось только за счет личных надбавок по особым Высочайшим повелениям. Так, для того чтобы увеличить жалованье Товарища управляющего Государственным банком, оклад которого в соответствии со штатным расписанием составлял 4500 руб. (см. таблицу 2), с 1881 г. при назначении на этот пост нового лица для него испрашивалось содержание на 1000 руб. выше.

Несмотря на то что оклады, скажем, членов Правления Государственного банка были по меркам России высокими, они были в два-три раза меньше жалованья кассиров в акционерных банках и несоизмеримо меньше содержания членов правлений этих банков.

Жалованье Управляющего Государственным банком в размере 6 тыс. руб. было утверждено в 1861 году. Кроме него, руководитель Банка имел казенную квартиру, вычеты за пользование которой из его жалованья не производились. Прошло несколько лет, и в России стали учреждаться акционерные коммерческие банки. Председатели правлений крупнейших коммерческих банков стали получать гораздо больше, чем Управляющий Государственным банком. Более того, даже жалованье управляющих Крестьянским поземельным банком и Государственным дворянским земельным банком (учреждены в середине 80-х гг. XIX в.) было выше почти в 3 раза и составляло 13 тыс. рублей.

Поскольку оклады чиновников Государственного банка, служивших в Санкт-Петербурге, были как бы заморожены, а жалованье служащих его контор и отделений в 60-80-х гг. увеличивалось, должностные оклады одного и того же класса в центральном аппарате Банка и в его местных учреждениях оказались разными. Так, управляющий отделением Государственного банка, в котором была введена учетная операция, кроме квартиры, получал содержание 2500-3500 рублей. В то же время оклад столичного чиновника Банка того же VI класса (главного бухгалтера, кассира, контролера, правителя канцелярии) составлял лишь 2000 рублей. Служащие VII класса в конторах и отделениях (бухгалтер отделения, старший кассир, контролер, бухгалтер и секретарь конторы) получали 1500 руб., а служащие, занимавшие аналогичные должности в Санкт-Петербурге,  только 1200 рублей.

Правда, это касалось в основном служащих среднего и низшего звена. По Высочайшему повелению жалованье высших служащих могло быть увеличено. Так, содержание Управляющего Государственным банком в 1889-1894 гг. Ю.Г. Жуковского составляло 9 тыс. руб. (по штатному расписанию  6 тыс. руб.). Содержание высших служащих Банка увеличивалось также за счет более высоких премий  наградных. Кроме того, они имели право и возможность совмещать службу в Государственном банке со службой в разного рода акционерных обществах, главным образом в акционерных коммерческих банках в качестве членов или председателей советов банков или обществ.

Так, Товарищ управляющего, а затем Управляющий Государственным банком Е.И. Ламанский был председателем Петербургского общества взаимного кредита, председателем Совета Волжско-Камского коммерческого банка и председателем правления Русского для внешней торговли банка. Судить о его доходах можно хотя бы по тому факту, что в обществе взаимного кредита членам правления, кроме оклада, причиталось еще 15% годовой прибыли. В 1868 г. этот процент составил 12 тыс. руб., а затем и более 27 тыс. рублей.

В 1883 г. членам правления и лицам, занимавшим административные должности в Государственном банке, было запрещено совмещать эту службу со службой в коммерческих банках22. Но император мог дать разрешение на подобное совмещение, и высшие служащие Банка активно этим пользовались.

Поскольку уровень оплаты труда в акционерных банках был значительно выше, наиболее опытные служащие Государственного банка переходили в них. На их место приходили молодые служащие, но, приобретя опыт, они тоже покидали Банк. В связи с этим к 90-м гг. XIX в. назрела необходимость в изменении штатного расписания Банка, его контор и отделений для того, чтобы материально заинтересовать наиболее образованных и ответственных служащих оставаться в Государственном банке. Новое штатное расписание было утверждено императором одновременно с новым Уставом Государственного банка в 1894 году.

И.Левичева


1 Термин центральное управление употребляется автором только для того, чтобы современному читателю было понятно, о какой составной части Государственного банка идет речь. Реально этот термин появился только в 1894 году. До этого времени Государственным банком назывался не только Банк в целом, вместе с его конторами и отделениями, но и та часть Банка, которая находилась в Санкт-Петербурге и выполняла функции одновременно центрального аппарата и городской конторы.

2 Здесь и далее имеется в виду контора в г. Ростове-на-Дону.

3 РГИА, ф. 587, оп. 30, д. 386.

4 РГИА, ф. 587, оп. 56, д. 1, л. 9.

5 Там же, л. 8об.

6 Для оценки предъявляемых к учету векселей и закладываемых товаров, а также установления кредитоспособности клиентов при Правлении Банка функционировал Учетный и ссудный комитет. Он состоял из Управляющего банком, его Товарища, двух директоров Банка и восьми членов от купечества. Члены Комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торгующих в Санкт-Петербурге. Председателем комитета являлся Управляющий Государственным банком.

Члены Учетного и ссудного комитета от купечества в количестве восьми человек избирались через Городскую думу и через Биржевой комитет и утверждались министром финансов. Половина членов Комитета от купечества  купцы, занимавшиеся внутренней торговлей,  избиралась через Городскую думу. Купцы  экспортеры и импортеры, составлявшие вторую половину Комитета, избирались через Биржевой комитет. Учетный и ссудный комитет заседал в определенные дни. Члены от купечества работали в нем по графику, причем половина состава сменялась еженедельно. Каждый купец имел право принимать участие в работе комитета непрерывно не более двух недель. При участии Учетного и ссудного комитета Правление Государственного банка составляло список кредитующихся в банке лиц с указанием примерного размера предоставляемого кредита. Этот список пересматривался каждые три месяца. После года работы комитета половина членов (два избранных через Городскую думу и два избранных через Биржевой комитет) выбывала из его состава. Однако они могли быть снова избраны. Участие в заседаниях комитета для купцов считалось общественной работой, и от другой общественной работы они освобождались. В Государственном банке члены Учетного и ссудного комитета от купечества имели те же служебные преимущества и отличия, что и директора банка.

7 РГИА, ф. 587, оп. 56, д. 1, л. 9.

8 См. таблицу 1.

9 Московская (1818), Архангельская (1819), Екатеринбургская (1846), Киевская (1838), Одесская (1819), Рижская (1820) и Харьковская (1843) конторы. В скобках указан год открытия в качестве контор Государственного коммерческого банка.

10 Заседания Правлений контор, на которых рассматривался этот вопрос, должны были проходить в полном составе.

11 Их не могло быть менее двух и более четырех.

12 РГИА, ф. 583, оп. 3, д. 885, лл. 20-20об.

13 Учетный и ссудный комитет конторы состоял из управляющего конторой (председатель), директоров и восьми членов от купечества. Члены от купечества избирались на два года из купцов первых двух гильдий, торговавших в городе, где располагалась контора, и утверждались министром финансов.

В городах, где велась внешняя торговля, купцы  импортеры и экспортеры составляли до половины членов комитета. Там, где торговлей занималось большое количество евреев, в комитет избирались по два члена от еврейского купечества, независимо от членов из купцов христианского исповедания. К таким конторам Устав контор Государственного банка относил Одесскую и Киевскую конторы. А в районах, где было развито производство сахара из свеклы, в комитеты избирались по два и более членов от местных свеклосахарных заводчиков.

Ежегодно из восьми членов комитета четверо переизбирались. Двое из них были купцами, занимавшимися внешней торговлей, и двое  внутренней. Члены Учетного и ссудного комитета работали в соответствии с графиком. Еженедельно они сменялись, но их всегда было не меньше трех.

При вступлении в должность представители купечества произносили в присутствии членов правления конторы обещание действовать по совести и без лицемерия во всех делах, по коим они приглашены будут. Они давали подписку хранить тайну по делам банка, касающимся кредита лиц торгового сословия. При этом члены комитета от купечества не несли ответственности за советы и замечания по векселям и за оценку товаров.

14 Указ предписывал Государственному банку открыть отделения в Ярославле, Владимире, Казани, Самаре, Саратове, Астрахани, Рязани, Пензе, Тамбове, Воронеже, Екатеринославле, Орле, Смоленске, Витебске, Вильно, Гродно, Каменец-Подольске, Кишиневе, Иркутске, Томске.

15 Они создавались на основании Высочайшего повеления от 4 мая 1862 года об учреждении учетных комитетов при временных отделениях банковских контор.

16 РГИА, ф. 583, оп. 3, д. 885, л. 35об.

17 Там же, лл. 7об.  8.

18 Там же, л. 14.

19 Там же, л. 10.

20 Там же, л. 4.

21 Ламанский Е.И. Из воспоминаний // Русская старина. 1915. Кн. X. С. 67.

22 Высочайше утвержденное мнение Государственного совета Об изменении и дополнении правил относительно открытия новых акционерных коммерческих банков от 5 апреля 1883 г. Подробнее об этом см.: Левичева И.Н. Регулирование деятельности коммерческих банков в 80-е годы XIX века. Банковское законодательство (Вестник Банка России, 2001,  32, 35).



Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей.



Новости для банков
15.05.2017
Открытая сертификация специалистов банков и студентов финансовых вузов 15-26 мая 2017г
12.05.2017
Блеск и нищета мультимедийных технологий
10.05.2017
Банк России разработал новые методические рекомендации по формированию отчетности по форме 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" Все новости
Новости ББТ
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль" от 27.04.2017
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Налогообложение" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет" от 27.04.7017 г.
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Операционная работа в банке" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции" от 27.04.2017 Все новости
Новости библиотеки
07.04.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 07.04.2017.
10.03.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 10.03.2017 Все новости